Владимир Герасимов: «Мы не опасаемся остаться без клиентов»

Владимир Герасимов: «Мы не опасаемся остаться без клиентов»

1924

За 2—3 года кредитное бюро обещает окупить несколько миллионов долларов капиталовложений

Еще немного, и мы начнем прилежно зарабатывать себе кредитную историю. А они начнут зарабатывать на наших кредитных историях. Они — это кредитные бюро. Госдума буквально в последний момент перед третьим чтением закона определила характер игроков рынка кредитных историй, допустив на него как сами банки, так и независимый бизнес, зарабатывающий на продаже финансовой информации. «Банковское обозрение» не раз и подробно рассказывало о том, как будет работать модель кредитного бюро, учреждаемого самими банкирами. Сегодня о технологии работы «небанковского» кредитного бюро рассказывает Владимир Герасимов, генеральный директор «Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс» (Experian Interfax).

Владимир Владимирович, как называется кредитное бюро, которое создают «Интерфакс» и Experian?

Бюро было зарегистрировано в октябре и носит имя своих учредителей. Таким образом, официальное наименование нашей компании — «ЗАО «Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс».

В какой стадии сегодня находится становление этой компании, какие работы ведутся?

Если оставить в стороне вопросы, которые обычно решаются в недавно созданной компании, то главные усилия сейчас сосредоточены на отладке разработанного нами русскоязычного программного обеспечения. Сейчас ведется его «бета-тестирование» с рядом банков и компаний, по ходу в программу вносятся необходимые изменения, отрабатываются различные сценарии работы. Параллельно ведется юридическое оформление отношений с банками. Также решаются вопросы обеспечения многоуровневой безопасности самого бюро, его серверов и программного обеспечения, что мы считаем важнейшей задачей.

«Интерфакс» и Experian, судя по имеющейся информации, создают кредитное бюро в России на паритетных началах. В чем реально выражается вклад каждой из сторон, каков объем капиталовложений с каждой стороны?

Да, «Интерфакс» и Experian являются равноправными партнерами в предприятии. Это касается как финансовых вложений сторон, так и других активов, передаваемых ими в кредитное бюро. В частности, «Интерфакс» обеспечивает размещение бюро, подбор персонала, взаимодействие с правительством, Центральным банком, лицензирующими организациями, ассоциациями, отвечает за налаживание связей с потенциальными клиентами. Experian предоставляет ноу-хау, модели продаж и обслуживания клиентов, программные продукты, занимается продажами международным клиентам на территории РФ, связью с международными организациями, обучением персонала, осуществляет техническую поддержку и соответствие нашей модели международным стандартам безопасности и качества. Общий объем инвестиций партнеров в проект в ближайшие годы можно оценить в несколько миллионов долларов.

В отличие от Национального бюро кредитных историй (НБКИ), создаваемого при активном участии банковских ассоциаций по «европейской» модели, где банки являются учредителями, поставщиками и потребителями информации, «Интерфакс» и Experian намереваются работать по «американской» модели, как независимый от банков бизнес. В чем сильные и слабые стороны такой модели?

Вряд ли в данном контексте можно говорить о «европейской» и «американской» модели. В Европе имеются кредитные бюро, созданные как с участием банковского капитала, так и без него. Даже в Германии, где бюро изначально создавалось при участии самих банков, у него давно появились «независимые» конкуренты, которые успешно работают на рынке. А крупнейшее европейское кредитное бюро — это как раз «небанковская» компания Experian.


Мы считаем, что у выбранной нами модели больше плюсов. Во-первых, Experian и «Интерфакс» решили сами нести все издержки, связанные с инвестированием в проект, поэтому банку, чтобы начать работу с нами, не нужно вкладывать немалые средства в капитал кредитного бюро. То есть банкам не придется платить за еще не оказанные им услуги.

Во-вторых, у нашего кредитного бюро два известных учредителя, которые являются крупными компаниями, имеющими прочную репутацию на рынке. Это дает нам возможность обеспечить реальную независимость структуры, в которой нет базы для конфликта интересов между собственниками компании и ее клиентами-банками, так как «независимое» бюро не связано с какой-либо одной группой банков.

В-третьих, как мне кажется, избранная нами структура более «мобильна», она позволяет быстрее принимать решения, развиваться динамичнее и эффективнее.

Как показала практика нашего общения с банками, для них главным является качество и стоимость услуг кредитного бюро, гарантии соблюдения им всех требований законодательства, и у них нет никаких принципиальных предубеждений против избранной нами модели. Самим банкам, безусловно, выгодно, чтобы на рынке работало несколько структур, чтобы не было монополии и, как следствие, не было бы монопольно высоких цен на услуги бюро.

Каков технологический цикл кредитного бюро: от кого и на каких условиях кредитное бюро будет получать информацию о заемщиках, и кому может быть предоставлена полученная информация? Как осуществляется хранение и обработка информации?

Работа кредитного бюро строится в соответствии с недавно принятым законом «О кредитных историях», который, кстати, мы оцениваем весьма позитивно. Данные о заемщиках поступают в кредитное бюро от кредиторов. Есть два условия предоставления данных. Первое: если заемщик выразил согласие о внесении данных в свою кредитную историю, кредитная организация обязана не позднее 10 дней после совершения события, которое должно быть включено в кредитную историю, предоставить эти данные в одно или несколько кредитных бюро. Второе: чтобы начать работать с бюро, кредитная организация должна подписать договор присоединения к услугам бюро.
Предоставление данных в бюро является бесплатным, но банк должен предоставлять корректные, в техническом смысле, данные. За этой короткой фразой может скрываться довольно большой для банка объем работы. Поэтому чаще всего банки покупают услугу по технической проверке данных у того же самого кредитного бюро, с которым они сотрудничают. Затраты на подобный аутсорсинг составляют от нескольких сот до нескольких тысяч долларов в месяц в зависимости от объема информации. Обычно это меньше, чем потенциальные затраты банка на выполнение этой работы самостоятельно. Сами данные предоставляются в бюро в форме электронного документа. При условии технической корректности предоставленных данных кредитное бюро включает предоставленные сведения в состав кредитной истории не позднее одного рабочего дня с момента получения.

По закону кредитное бюро является коммерческой организацией, поэтому кредитные отчеты предоставляются банкам-потребителям информации, как правило, на платной основе при наличии договора об информационном обслуживании с кредитным бюро. При этом сам заемщик может один раз в год бесплатно получить свою кредитную историю или неограниченное количество раз — за деньги. Хранение кредитных историй осуществляется бюро в течение не менее чем 15 лет.

Какую именно информацию будет предоставлять бюро: только о выплаченных/невыплаченных кредитах или всю информацию, которую требует банк для скоринговой оценки, включая место работы, доходы, накопления?

Мы намерены предоставлять весь объем информации, предусмотренный законодательством. Он включает в себя данные как об исполненных, так и о просроченных платежах, а также сведения, позволяющие кредитору проверить личность потенциального заемщика и его кредитоспособность. Кстати, кредитному бюро предоставлено право обращаться для такой проверки в государственные органы, что позволит банкам «легализовать» и ускорить подобные процедуры. Привлечение кредитных бюро позволит банкирам провести проверку клиентов легально и не подвергать банк риску нести ответственность за незаконный доступ к персональным данным. (Для многих будет сюрпризом, наверное, узнать, что без разрешения самого лица доступ к его персональной информации является нарушением закона.) Естественно, информацию, полученную в кредитном бюро, наши клиенты могут использовать в том числе и для скоринговой оценки.

Насколько «свежей» будет информация, хранящаяся в кредитном бюро, есть ли возможность и предпосылки к тому, чтобы обновлять ее в режиме реального времени, в том числе по обслуживанию текущей задолженности?

Именно обновление информации в режиме времени, близком к реальному, является целью нашей работы. Закон требует от банков не позднее 10 дней после совершения события, которое должно быть включено в кредитную историю, предоставить эти данные в одно или несколько кредитных бюро. Этим-то и будет определяться максимальная задержка. Наша технология позволяет вносить изменения в кредитные истории очень оперативно. У нас также имеется режим обновления файла кредитной истории в реальном времени.

Бюро будет предоставлять информацию о физических лицах или о юридических тоже?

Мы будем предоставлять информацию как о физических, так и о юридических лицах. У «Интерфакса» уже есть информация о более чем 2 млн российских компаний (это известная на рынке система СПАРК), поэтому в том, что касается юрлиц, бюро уже сейчас имеет очень неплохие стартовые позиции.

Будет ли заемщик оповещаться, что его кредитная история хранится в вашем кредитном бюро? Сможет ли заемщик с ней ознакомиться, внести обоснованные изменения, изъять, и на каких условиях?

Закон предусматривает, что данные о том, в каком кредитном бюро хранится информация о заемщике, будут находиться в Центральном каталоге кредитных историй при Центробанке. Все кредитные бюро обязаны предоставлять в ЦБ РФ списки лиц и организаций, чьи кредитные истории они хранят. Любое лицо сможет один раз в год бесплатно ознакомиться со своей кредитной историей. В ней будут указаны все сведения, переданные в бюро, а также источник этих сведений (например, банк) и кто получал справки о кредитной истории лица. Если субъект кредитной истории с чем-то не согласен, он вправе обратиться в бюро с запросом об исключении или изменении сведений. Бюро запрашивает у источника формирования кредитной истории информацию для проверки оспариваемых данных. В случае подтверждения претензии кредитная история корректируется. В любом случае субъект кредитной истории получит мотивированный письменный ответ от кредитного бюро по истечении 30 дней после запроса. Если субъект кредитной истории неудовлетворен результатом запроса в бюро, он может обратиться в суд.

Каков срок выполнения заявки, какова средняя цена исполнения заявки? Из чего складывается стоимость услуги?

По закону кредитное бюро имеет право выполнять заявку в течение 10 дней. Но, конечно, мы ориентируемся на онлайновые, то есть максимально оперативные режимы проверки данных заявителя и предоставления кредитору нужной информации. Средняя цена будет зависеть от общего числа запросов, объема предоставляемой информации, уровня конкуренции. Пока об этих факторах можно рассуждать лишь теоретически, поэтому и о цене говорить довольно сложно. Но, как мне кажется, она будет близкой к 1—1,5 долларам.

При каких объемах и в какой срок кредитное бюро, построенное по модели, избранной «Интерфаксом» и Experian, может стать рентабельным в России? Когда вы планируете окупить вложения и выйти на прибыль?

Мы готовы к долгосрочным инвестициям, так как бюро в течение нескольких лет будет «набирать обороты», расширяя услуги, увеличивая объемы предоставляемой информации. Рассчитываем, что мы сможем выйти на самоокупаемость через 2—3 года.

На каких принципах будет формироваться информационная база по заемщикам, есть ли предпочтения по работе с определенным кругом банков?

Наше кредитное бюро будет работать со всеми банками, которые заключат с нами так называемый договор присоединения к бюро. Каких-либо предпочтений в пользу той или иной группы банков или региона у нас, конечно же, нет. Единственное, что может стать препятствием в работе, — это неисполнение банком весьма жестких требований по целостности и качеству (в техническом смысле) предоставляемых данных. Тут уже речь идет, скорее, о том, будет ли тот или иной банк готов предоставлять, начиная с 1 сентября, данные о выразивших свое согласие заявителях в какое-либо кредитное бюро. Цена неисполнения этого требования закона довольно высока — вплоть до отзыва банковской лицензии. На наш взгляд, оставшиеся 7 месяцев не такой уж большой срок, и есть опасение, что множество кредитных организаций попытаются подключиться к кредитному бюро в последний момент. В режиме аврала это будет сделать очень сложно

у кредитного бюро есть определенные требования к формату предоставления данных, их защите и т. п. Поэтому мы бы рекомендовали банкам не затягивать процесс выбора кредитного бюро.

Ведутся ли переговоры с целью получения информации о заемщиках государственных банков, Сбербанка, Внешторгбанка?

Конечно. Основным препятствием при работе с этой группой банков было отсутствие законодательной базы. Теперь оно снято.

Владимир Владимирович, проводилось ли «Интерфаксом» и Experian исследование потенциальных потребителей услуг их кредитного бюро, есть ли «коллективный портрет» такого потребителя? Ведь уже 15 банков заявили о своей готовности стать учредителями НБКИ и, следовательно, будут заинтересованы в работе именно с этим бюро…

Мы не опасаемся остаться без клиентов. Банки будут выбирать бюро по качеству сервиса, уровню цен. «Экспириан-Интерфакс» уже является реально работающей компанией, и мы активно взаимодействуем в том числе и с банками из списка потенциальных учредителей НБКИ, причем интерес этот взаимный. Зачем вкладывать большие средства в создание бюро, если имеется готовое и, главное, проверенное на рынке многих стран решение?

Как будет осуществляться передача информации технически, как гарантируется ее защита от несанкционированного доступа?

В самом простом случае банк либо предоставляет в бюро данные об исполнении клиентами своих обязательств, либо запрашивает у бюро справки о кредитных историях заявителей. Для передачи данных могут использоваться выделенные каналы связи, интернет. Большие объемы данных могут получаться от банков записанными на носителях, например в формате DVD. Используя собственные или приобретенные программные продукты, банк может интегрировать процесс запроса данных из бюро в свой технологический процесс оформления кредитов. Мы им в этом поможем.


Весь обмен информацией между банком и бюро ведется с соблюдением мер информационной безопасности, которые согласуются с каждым банком. Бюро обязано также иметь лицензию ФСБ на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Кроме того, мы используем сертифицированное оборудование. В необходимых случаях документооборот между банком и бюро будет подтверждаться электронной подписью. Отдельный вопрос — обеспечение сохранности данных в самом бюро. Мы придерживаемся здесь очень жестких и проверенных временем стандартов безопасности компании Experian, в технических центрах которой хранится кредитная история почти одного миллиарда человек.


Каковы будут действия руководства кредитного бюро, если информация о заемщиках из его базы данных появится в «пиратской» версии на лотках и рынках? Что в такой ситуации должен предпринять сам заемщик и банк, предоставивший информацию в бюро?

Если существовал хотя бы один шанс из миллиарда, что методы, используемые Experian, не могут исключить утечку или модификацию данных бюро, то эта компания не пришла бы в Россию. Experian, оборот которой в мире превышает 2 млрд долларов, внедряет в российском бюро те же стандарты, по которым эта компания работает в США и Великобритании. «Интерфакс», замечу, тоже имеет опыт работы с конфиденциальной информацией: в структуру группы входит рейтинговое агентство, торговая система. Поэтому короткий ответ на ваш вопрос такой: утечка исключена, иначе мы бы просто не начинали этот проект.

Кто из участников процесса несет ответственность за сохранность информации: кредитное бюро, банк, запрашивающий информацию, или банк, предоставляющий информацию?

Стороны несут ответственность за сохранность информации там, где они с ней соприкасаются. Ответственность кредитного бюро прописана в «Законе о кредитных историях». В законе «О банках и банковской деятельности» установлена ответственность банка за сохранность клиентской информации, которая, естественно, распространяется и на взаимодействие банка с кредитным бюро. За одним исключением: передача сведений в кредитное бюро не является нарушением банковской, служебной, налоговой или коммерческой тайны.

О создании бюро силами «Интерфакс» и Experian было объявлено в тот момент, когда законопроект еще не предполагал возможности участия в уставном капитале кредитного бюро в 50-процентной доле. Были ли у вас основания полагать, что Дума отменит 10-процентное ограничение, проводились ли какие-либо консультации с законодателями?

Переговоры о создании бюро шли между «Интерфаксом» и Experian около года, поправка же, о который вы говорите, появилась уже значительно позже и, замечу, совершенно неожиданно для большинства участников этого нового рынка. Мы считали, что это ограничение привело бы к снижению конкуренции, так как из всех проектов бюро остался бы лишь один. Соответственно, возникла бы угроза монополизации рынка, завышения цен, а также навязывания рынку определенной модели развития, возможно, не самой эффективной. Как вы знаете, представители правительства придерживались того же мнения, и мы рады, что законодатели прислушались к этим аргументам при окончательном принятии закона.

Таисия МАРТЫНОВА