Сергей Миронов: «Банки должны стать локомотивом экономики»

Сергей Миронов: «Банки должны стать локомотивом экономики»

2033

 

Национальная банковская система Российской Федерации — одна из ключевых составляющих экономики страны. От того, насколько она будет жизнеспособной, эффективной и прозрачной, насколько будет соответствовать современным требованиям социально-экономических преобразований в обществе, во многом зависит её будущее. Так считает председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Сергей МИРОНОВ.

Сергей Михайлович, как вы оцениваете ситуацию в банковской сфере, какие задачи и проблемы считаете наиболее важными?

 

Перед отечественным банковским сообществом стоят поистине исторические задачи. Чтобы наша экономика продолжала быстро двигаться вперед — а надо еще и ускорить ее рост, то ей нужен мощный финансовый локомотив.

 

В России необходимо выработать систему мер, которые позволили бы решить три ключевые проблемы. Улучшить кредитно-инвестиционный климат в стране в целом. Обеспечить реальный доступ к финансовым ресурсам для всех без исключения предприятий. Создать механизм, регулирующий финансовые потоки, в том числе и кредитные, чтобы направить их на модернизацию экономики страны в соответствии с отраслевыми и региональными приоритетами государственной политики.

 

Здоровая банковская система, сильные, современные банки — необходимое условие для решения и этих принципиальных и множества конкретных проблем экономики России.

 

Как вы думаете, законодательное поле адекватно тем задачам, которые стоят перед российскими банками?

 

Думаю, нет. Пока еще нет. Законодательно сегодня до конца не защищены ни банки, ни их клиенты — юридические лица, ни вкладчики. Хотя мы активно сегодня работаем над созданием адекватного современным условиям законодательного поля для банковской системы. Рука об руку с банковским сообществом, с АРБ.

 

Принимаются новые законы, шлифуются старые. К примеру, 11 марта на последнем заседании Совета Федерации мы рассмотрели Федеральный закон «О внесении изменения в статью 839 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». Напомню, что речь идет об увеличении срока начисления процентов по банковскому вкладу на один день. Этот вопрос, хотя и технический, для работы многих банков очень важен. Закон был одобрен единогласно.

 

Но кроме принятия таких точечных конкретных решений обязательно нужно — и мы к этому стремимся — выработать и реализовать общую стратегию развития банковского законодательства, отвечающую интересам и задачам развития как банковской системы, так и экономики страны в целом.

 

Здесь вопросов пока больше, чем ответов. Вот только один пример. Скоро Россия вступит в ВТО. Это неизбежно. Но готово ли наше законодательство к защите национальных банков? Нет, не готово. А вопрос архиважный, стратегический. И таких проблем очень много.

 

Вот почему для нас очень важно взаимодействие с практиками банковского дела, которые знают по жизни о тех проблемах и трудностях, которые необходимо решать, в том числе в законодательной работе. Поэтому в работе нашей палаты нужен Межрегиональный банковскии совет, который уже много лет постоянно действует при Совете Федерации. И мы очень ценим активную позицию такой профессиональной организации, как АРБ. Она постоянно является источником очень ценных инициатив, а особенно интенсивным стал этот процесс за последние пять-шесть месяцев. Для нас это чрезвычайно важно, это позволяет постоянно сверять свою работу с реальными потребностями и интересами банковского сообщества, и многие из этих инициатив нашли поддержку в Совете Федерации.

 

Вы довольно часто критикуете правительство страны. На ваш взгляд, какова доля ответственности Белого дома за пробуксовку реформы банковской системы?

 

Видите ли, в Совете Федерации дурным тоном считается неконструктивная критика. Я лично убежден, что главное для всех ветвей власти — хорошо делать порученное им дело: обеспечить условия для экономического развития и решения социальных проблем стратны. Поэтому, когда я или мои коллеги высказываем замечания по Среднесрочной программе, по проекту бюджета или по Основным направлениям денежно-кредитной политики, мы всегда указываем на конкретные недостатки, которые приведут к нежелательным последствиям, Нужно было не просто выслушать мнение самого банковского сообщества, законодателей, юристов, ученых. Необходимо было найти точку равновесия интересов, сформировать вокруг нее консенсус и уже на его основе выработать единые мерки, единые подходы.

 

У нас же вышло точно по классику. Лебедь рвался в облака, щука мерила глубину, а рак тащил всех назад. На начальном этапе белодомовские чиновники не могли даже найти общий язык с центробанковскими. Что уж говорить о банкирах, чье мнение никто не брал в расчет.

 

Эти и другие важные вопросы неоднократно обсуждались АРБ.

 

Работа Ассоциации российских банков — это пример того, что можно и нужно многое делать силами банковского содружества России, не ожидая милости от чиновников. Сегодня и в постановке многих вопросов, и в их практическом решении инициатива все больше переходит к банкирам, к ассоциациям, которые специально созданы ими для продвижения реформ в банковской системе. В связи с этим мне бы хотелось пожелать участникам съезда делового настроя, решительности и принципиальности при обсуждении проблем развития банковской системы.

 

Андрей ЧЕРЕПАНОВ

Фото: Официальный сайт Миронова С. М.