Сергей Чарихов: «Мы хотим прийти туда, где нет банков»

Сергей Чарихов: «Мы хотим прийти туда, где нет банков»

2768

Представители банковского сообщества не первый год говорят об отсутствии равных возможностей для жителей разных регионов России в использовании банковских услуг. В связи с труднодоступностью многих территорий часто упоминается развитие дистанционного обслуживания вкладчиков через почтовые отделения. Одним из первых этот вариант работы опробовал Межпромбанк Плюс.

О перспективах сотрудничества банков и почты в интервью газете «РБК daily» рассказал зампред правления банка Сергей ЧАРИХОВ.

— Чем привлекательна для банков почта?

— Развитие регионального ритейла в любом банке так или иначе связано с необходимостью создавать сеть дистрибуции. Но создание собственной сети требует от банка значительных затрат на ее построение и содержание. Почтовая же сеть, насчитывающая 42 тыс. отделений связи, по масштабам превосходит всю сегодняшнюю банковскую инфраструктуру и вполне может быть тем массовым каналом, через который банковские услуги станут доступны в тех местах, где сегодня кредитные организации не присутствуют.

— Как Межпромбанк Плюс появился на почте?

— Наш банк изначально планировал строить банковское обслуживание, основываясь на возможностях сети какого-либо партнера, способного в масштабах страны взять на себя кэш-сервис и обмен документами с клиентом. Таким ожиданиям в полной мере соответствовала «Почта России», которая располагает самой доступной сетью, а услуги денежного перевода и пересылки документов являются для нее стандартными, просты в оформлении и хорошо знакомы потребителю. Наши идеи использования именно универсальных почтовых услуг для дистанционного банковского обслуживания были представлены почте и в настоящее время успешно реализованы.

— Вклады принимаются тоже дистанционно?

— Да, клиент самостоятельно размещает вклад в банке «М Плюс», используя для взаимодействия с банком простые и знакомые почтовые услуги — письмо и денежный перевод. То есть вклад может сделать любой житель страны на единых условиях, с которыми можно ознакомиться, позвонив в контакт-центр банка или посетив наш интернет-сайт. Документы для открытия вклада клиент направляет в банк письмом, а сумма вклада перечисляется в банк почтовым переводом. Проценты по вкладу начисляются с момента поступления в банк денежных средств. Выплата вклада и начисленных процентов производятся также почтовым переводом, для этой операции достаточно телефонного звонка в банк.

— Надежно ли это? Не проще ли все-таки приехать в ближайший банк?

— Издержки на дорогу в райцентр, где есть хоть какой-то банк, для жителей отдаленных населенных пунктов иногда выше процентов, которые можно получить по небольшому вкладу. На такую категорию клиентов и рассчитан наш вклад «Доступный», принимаемый в сумме от 3 тыс. руб., при этом перевод денег на вклад — бесплатный. Что касается надежности, все вклады в нашем банке застрахованы в государственной системе страхования вкладов на сумму до 400 тыс. руб.

— Предусмотрена ли борьба с возможными «почтовыми накладками»? Тем, что почтовый перевод может идти по стране достаточно долго, что где-либо по пути его следования перепутаются цифры счета или буквы фамилии вкладчика?

— Почтовый перевод сегодня является хорошо отлаженной и высоконадежной услугой. Сейчас денежные переводы осуществляются в основном по электронной технологии, что исключает «утерю» при пересылке. Банк применяет бланки переводов с матричным и штриховым кодированием информации, что дает возможность оператору на почте безошибочно вводить данные в почтовую систему при помощи сканера. Банк заблаговременно получает от почты информацию обо всех переводах, направленных в его адрес, и всегда точно знает суммы, поступившие от каждого клиента. Разумеется, почтовый перевод не происходит мгновенно, на его исполнение требуется время, в частности отправленные «электронным» переводом деньги попадают в наш банк на пятый рабочий день.

— Предлагают ли эту или подобную услугу другие российские банки?

— Почтово-банковским вкладам уже не один год. Их принимают несколько российских банков. Но, как правило, речь идет об отдельных регионах, а обслуживание осуществляется в банковском офисе при почтовом отделении, либо почтовым работником, которого эти банки используют для оформления операций. Разумеется, о массовости и доступности тут говорить не приходится — банковский офис на каждой почте не откроешь, а большое разнообразие и объем почтовых услуг не всегда позволяют почтовому работнику нести еще и дополнительную нагрузку по банковским операциям. У банка «М Плюс», повторюсь, принципиально иной подход: сделать услуги доступными на каждой почте, при этом не нагружая почтового работника не свойственными ему функциями.

— Насколько выгодно для банков сотрудничество с почтой?

— Все зависит от используемой технологии. Открытие банковских офисов при почтовых отделениях не всегда выгодно, особенно в малых городах и селах, где эти подразделения могут быть просто убыточны. Однако зарубежный опыт показывает, что почтово-банковская сеть может не только на равных конкурировать с банковской, но и быть эффективнее. В первую очередь за счет использования и развития потенциала почтовых услуг, привлечения к работе с почтой на равных условиях большого числа банков, инвестиционных и страховых компаний.

— С какими трудностями сталкиваются банки при внедрении почтово-банковских услуг?

— Прежде всего это отсутствие законодательных норм, четко регламентирующих такие услуги. Разумеется, банки сталкиваются с определенными трудностями, адаптируя свои давно отлаженные технологии, скажем работы с кредитными заявками, под реальные возможности отделений связи. Следует отметить также проблему оснащенности отделений связи, в частности купюросчетной техникой и детекторами банкнот, что весьма актуально при росте наличного оборота через почту.

— В последнее время много говорят о перспективах превращения почты в банк. Как это может повлиять на банки, сотрудничающие с почтой сейчас?

— Обсуждается почему-то только самый прямолинейный и не самый эффективный для нашей страны путь — превратить почту в банковского монополиста. Не говоря уже о банковской конкуренции, превращение почты в банк может негативно отразиться на собственно почтовых услугах. По моему мнению, почта должна развивать именно профильные услуги и коммуникации, используя их для предоставления населению банковских, страховых и инвестиционных услуг на комиссионной основе. Иными словами, на почте может существовать единый универсальный сервис для открытия счетов и оформления услуг в любом банке. Такой подход не только сделает услуги банков доступными населению, но и предложения станут гораздо разнообразнее и выгоднее за счет конкуренции. Для работы почты в качестве агента банков достаточно внести незначительные корректировки в закон 115-ФЗ, проект которых, как я знаю, уже готов.

Фото: «РБК daily»