Андрей Кашеваров: «Если банк использует наши рекомендации — значит, ему нечего скрывать»

Андрей Кашеваров: «Если банк использует наши рекомендации — значит, ему нечего скрывать»

1713

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь АРТЕМЬЕВ и первый заместитель председателя Банка России Андрей КОЗЛОВ подписали рекомендации для банков. В документе перечислены сведения о стоимости и условиях обслуживания кредита, которые кредитные организации должны сообщать своим потенциальным заемщикам. О том, чем это поможет населению, а также о главных задачах антимонопольной службы по регулированию финансовых рынков обозревателю «Известий» Анне КАЛЕДИНОЙ рассказал заместитель руководителя ФАС и один из главных разработчиков документа Андрей КАШЕВАРОВ.

Андрей Борисович, каким образом банки будут использовать ваши рекомендации и будут ли преследоваться в случае их несоблюдения?

Естественно, не будут. Документ носит рекомендательный характер, и воспользоваться им или нет — зависит от политики конкретного банка. Если он не хочет раскрывать информацию, то не будет. На самом деле рекомендации служат ориентиром для потребителя, чтобы он мог сделать осознанный выбор. Если банк использует рекомендации, значит, ему нечего скрывать, он открыт и не собирается ничего утаивать от заемщиков. Если нет, то это сигнал потребителю быть осторожней при заключении договора кредита с
такой кредитной организацией.

Почему в сведения, которые банки должны сообщать потребителю, вошли не все дополнительные комиссии?

Ряд дополнительных комиссий мы действительно не включили. Но в настоящее время важно принять общие стандарты. Когда документ будет оформляться в виде закона «О потребительском кредите», который сейчас
разрабатывается в Минфине, то рекомендации будут уже обкатаны.

Вероятно, сами рекомендации были обкатаны на одном из самых громких дел последнего времени — против банка «Русский стандарт». Готовятся ли новые громкие расследования против крупнейших игроков финансового рынка?

На ближайшее время никаких планов именно на банковском рынке у нас нет. Пока мы продолжаем разрабатывать то, что начали ранее. В частности, наконец займемся себестоимостью услуг при расчетах услуг
инкассации.

У всех на слуху громкое дело Western Union. Вы будете продолжать следить за рынком денежных переводов, ведь и многие российские системы занимают по определенным странам лидирующие позиции и, на мой взгляд, откровенно демпингуют?

Если говорить лично о моем впечатлении о тарифах, то комиссия банков, которые давно работают на этом рынке, за перевод денежных средств без открытия счета выше, чем у начинающих систем.

ФАС часто «сражается» с монополистами рынка. А недавно службе пришлось встать на защиту одного из подразделений Сбербанка, которое якобы было обделено в тендере по выплате детских пособий в Санкт-Петербурге.

Мы отстаиваем нормы закона. Если нужно защитить Сбербанк, то защитим Сбербанк. Если нужно защитить от него, то сделаем и это.

Кстати, насколько серьезна проблема нарушений при распределении заказов органов власти на обслуживание бюджетных средств?

Упомянутые нарушения занимают 72% в общем числе нарушений, фиксируемых антимонопольной службой. Думаю, что комментарии тут излишни.

Что плохого в том, что органы власти создают банки для обслуживания своих нужд?

Мы не запрещаем органам власти создавать свои банки. Мы вмешиваемся, только когда администрации создают преференции для своих или любых других банков при использовании бюджетных денег. Что же касается
участия государства в капитале финансовых структур, то мы неоднократно высказывали позицию, что такое участие должно быть ограничено. В свое время правительство уже принимало распоряжение о выводе из капитала кредитных организаций федеральных ГУПов. Поэтому для нас не стоит вопрос, является
участие государства в капитале ограничением конкуренции или нет. На наш взгляд, является. И тут нужны четкие правила, когда такое участие может быть оправданным.

Но ведь таких правил нет?

Вопросы, которые связаны с выработкой таких правил, мы не оставляем. Эта тема постоянно обсуждается с финансовыми регуляторами.

А чем должно быть ограничено участие госструктур?

В первую очередь это зависит от направления деятельности. Государство может принимать участие в специальных проектах и программах, где в силу каких-то причин частному бизнесу работать неэффективно. Или это может быть сектор, который недостаточно развит, и необходима динамика, связанная с развитием.

Что нужно знать о кредите

Рекомендации по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов задумывались для того, чтобы избежать недобросовестной конкуренции и убедить банки раскрывать полную информацию о стоимости кредита. Информация в доступной форме должна доводиться до потребителя до заключения кредитного договора.

В информации должно быть указано: наименование кредитной организации, регистрационный номер, место нахождения, контактный телефон и интернет-страничка; минимальный(максимальный) срок кредита; минимальная (максимальная) сумма (лимит кредитования) и валюта кредита; расходы потребителя по использованию и возврату кредита, состоящие из годовых процентов по займу и дополнительных расходов, включая платежи третьим лицам; информация по расчету суммы процентов и дополнительных расходов, порядок и периодичность начисления процентов (иллюстрируется примерами расчета); график платежей по кредиту, в котором указываются числовые значения платежей, направленных непосредственно на погашение потребительского кредита, процентов по нему и дополнительных расходов.

Анна КАЛЕДИНА

Фото: Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы