Сергей Гусаров: «В банковском секторе закончился период демпинга»

Сергей Гусаров: «В банковском секторе закончился период демпинга»

3350

Банк «Стройкредит» был создан в 1988 году, однако предлагать различные виды потребительских и автокредитов, а также услуги private banking начал с 2006 года. Банк входит в первую сотню банков во многом благодаря государственной «Транснефти». Согласно данным Forbes, его реальным хозяином на рынке считают президента «Транснефти» Семена Вайнштока. В интервью газете «РБК Daily» первый заместитель председателя правления банка Сергей ГУСАРОВ рассказал о планах по завоеванию столичного рынка, средствах привлечения заемщиков, а также о том, каких результатов планирует достичь в будущем.

— Почему решение о выходе на столичный рынок принято именно сейчас?

— КБ «Стройкредит» основан в 1988 году, однако до недавнего времени основная деятельность банка была сосредоточена в регионах. В Москве мы практически не были представлены. Между тем за эти годы нам удалось накопить значительный опыт работы как с корпоративными клиентами, так и с физическими лицами, который можно использовать в столице. Одновременно сейчас на рынке складывается благоприятная ситуация для выхода на московский рынок: в банковском секторе закончился период демпинга.

— Каковы, на ваш взгляд, наиболее значимые показатели деятельности банка?

— На сегодняшний день клиентами банка являются 140 тыс. физических лиц и порядка 4 тыс. компаний. КБ «Стройкредит» занимает 93-е место среди крупнейших российских банков по размеру активов. При этом опережающими темпами развиваются розничный сегмент и кредитование малого и среднего бизнеса. Сегодня мы уже находимся на 36-м месте по объему кредитов физлицам и на 48-м — по объему кредитов, выданных малому бизнесу.

— Каких результатов хотите достичь в будущем?

— Мы приняли стратегический план развития КБ «Стройкредит» до 2010 года. Он предполагает, что темпы роста бизнеса банка будут выше общего роста российской финансовой системы. В результате КБ «Стройкредит» должен войти в топ-50 банковских организаций в России.

— Насколько развита сеть филиалов?

— Сегодня представительства банка открыты в 38 городах. Наша региональная сеть состоит из 12 филиалов, 16 дополнительных офисов, дочернего банка в Казани и 68 точек продаж в районах присутствия. У нас также одна из самых крупных сетей банкоматов, общее число которых превышает 300 штук. Мы планируем и в дальнейшем наращивать собственное региональное присутствие.

— Сколько планируете открыть офисов в Москве?

— В соответствии со стратегией развития, в московском регионе мы планируем до конца года запустить порядка восьми-десяти универсальных дополнительных офисов. Сейчас в стадии открытия три московских допофиса, которые начнут работать уже в сентябре. Они будут ориентированы на обслуживание физлиц и предприятий малого и среднего бизнеса.

— В чем основное различие между работой в регионах и на столичном рынке?

— Основное отличие столичного рынка заключается в значительно более жесткой конкуренции за потенциальных клиентов. Концентрация игроков здесь намного выше. Если в небольшом городе может работать лишь несколько банков, в Москве речь идет о сотнях.

— Многие банки вынуждены были повысить ставки из-за нехватки доступных ресурсов. Сказался ли кризис ликвидности на мировом рынке на деятельности банка?

— На сегодняшний день мы не испытываем проблем с ликвидностью. Банк активно работает над диверсификацией своей структуры пассивов. Так, в 2007 году нам удалось практически удвоить объем депозитов физлиц. Кроме того, ряд банков обратился к нам с предложением о секьюритизации портфеля.

— А как отразится кризис ликвидности на российском рынке кредитования в целом?

— Кризис повлияет в первую очередь на стоимость заемных средств. В этой ситуации до конца года снижение цены привлекаемого финансирования и, соответственно, ставок по основным банковским продуктам маловероятно. Конечно, банковская система пытается компенсировать сокращение рефинансирования из-за рубежа за счет более активного привлечения ресурсов внутри страны. Но это удается не всем.

— Что происходит на рынке по­требительского кредитования в России? Некоторые банки в текущих условиях теряют интерес к этому сегменту.

— Сейчас рынок потребкредитования находится на стадии насыщения, темпы его роста снижаются. Но до стагнации, на мой взгляд, еще далеко. Что касается позиции банков, то уходят с этого рынка те игроки, у которых возникли серьезные проблемы с управлением рисками. У многих банков можно наблюдать высокий процент просрочки по таким кредитам. Для нас этот сегмент в первую очередь интересен из-за высокой доходности при грамотном управлении рисками. Мы умеем работать в этом сегменте: наш портфель — один из самых качественных на рынке.

— Чем собираетесь привлекать заемщиков?

— Конкурентными ставками и качеством обслуживания. Мы будем также продвигать локальные целевые программы. Не менее важно для развития бизнеса в розничном сегменте и наращивание территориального присутствия. Чем больше офисов у банка, тем выше вероятность, что клиент придет именно к нам. Также мы планируем сокращать и структурировать основную продуктовую линейку — ее необходимо сделать более понятной и прозрачной.

— Как именно следите за качеством работы?

— Этому вопросу мы уделяем значительное внимание. Например, банк внедрил систему скрытого контроля за качеством обслуживания. Мы тщательно анализируем все звонки по­требителей, поступающие в наш call-центр. Кроме того, всем клиентам в точках продаж предоставлена возможность оставлять письменные отзывы о работе банка.

— Насколько будет прозрачным кредит для заемщика?

— Мы работаем в полном соответствии с российским законодательством и раскрываем уровень эффективной ставки, информируя заемщика о реальной стоимости кредита. Ставка находится на уровне от 21 до 30% в зависимости от кредитной программы.

— Каков портрет идеального заемщика?

— Нашему идеальному клиенту от 28 до 35 лет. Он имеет стабильную работу, хорошее образование и зарабатывает от 30 до 40 тыс. руб. Однако мы готовы рассматривать заявки от любых заемщиков.

— Ожидаете ли вы каких-либо проблем при работе на московском рынке?

— В первую очередь нас волнует кредитная дисциплина заемщиков. В московском регионе уровень просрочек находится на самом высоком в стране уровне. Мы вынуждены это учитывать при оценке кредитоспособности потенциальных заемщиков. Но мы умеем бороться с этой проблемой — именно по этой причине банк готов развивать свое присутствие на московском рынке. Число просрочек и невозвратов в кредитном портфеле КБ «Стройкредит» — на нехарактерно низком для рынка уровне.

Фото: пресс-служба КБ «Стройкредит»