Гендиректор АСВ Александр Турбанов: «Серьезных потрясений на банковском рынке быть не должно»

Гендиректор АСВ Александр Турбанов: «Серьезных потрясений на банковском рынке быть не должно»

1827

 

В конце прошлой недели по иску ЦБ Арбитражный суд Москвы принял решение о принудительной ликвидации КБ «Содбизнесбанк» и назначил конкурсного управляющего — госкорпорацию «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ). АСВ уже ведет аналогичную деятельность по другим банкам. Похоже, что теперь конкурсным управляющим все чаще будет выступать именно АСВ, корпоративный управляющий, а не физические лица, как это было совсем недавно. Корреспондент «Известий» Марина Тальская встретилась с гендиректором агентства Александром Турбановым.

Александр Владимирович, можно ли уже говорить о преимуществах корпоративного управляющего перед аналогичной деятельностью частных лиц?

Агентство стало выполнять функции конкурсного управляющего только в начале этого года, поэтому о системном результате говорить еще рано. Но уже сейчас могу отметить существенное снижение затрат на процедуры конкурсного производства и ликвидации. Раньше эти затраты покрывались за счет конкурсной массы и действительно достигали серьезных размеров. Иногда в разы превышали сумму, выплаченную всем кредиторам. Сейчас деятельность сотрудников, занятых в конкурсном управлении, мы оплачиваем из своего бюджета, конкурсная масса при этом не расходуется. Явная выгода для кредиторов. Косвенно об эффективности нового механизма можно судить по тому, что кредиторы нескольких «старых» банков-банкротов обратились с ходатайством назначить Агентство по страхованию вкладов вместо конкурсного управляющего — физического лица.

Мы рассчитывали, что в год в наше ведение будет передаваться примерно 25 банков. Но уже сейчас в нашу орбиту вовлечено 35 банков. Из них более чем в двадцати мы являемся конкурсным управляющим, в трех — принудительным ликвидатором. Наиболее известные из банков, с которыми мы работаем, — Внешагробанк, Агропромстройбанк и «Олимпийский». В самое ближайшее время ожидаем еще более десяти банков. Это банки с только что отозванной лицензией или из числа «старых» банкротов.

В работе с Содбизнесбанком АСВ придется выполнять сразу две возложенные на него функции — страховщика и конкурсного управляющего? Насколько целесообразно объединение этих двух функций в рамках одной структуры?

В отношении Содбизнесбанка мы не будем выступать в роли страховщика, поскольку банк не является участником системы страхования вкладов. Выплаты вкладчикам будут производиться Банком России на основании специального закона, принятого в прошлом году. Что же касается принципиальной схемы, то такое объединение функций используется в мировой практике, например, в США и Японии, и означает для кредиторов только плюсы. Результаты такого совмещения — быстрая выплата вкладов, прозрачность процедуры банкротства. Логика объединения функций очевидна: в критической ситуации ответственным должен быть кто-то один. Видимо, именно этим руководствовалось правительство, когда решило объединить МЧС и пожарную службу. Так и кредиторам важно знать одну инстанцию, ответственную за возврат их средств.

Содержательно эти функции — выплата страховки и дальнейшие расчеты с кредиторами уже в ходе ликвидации — звенья одной технологической цепочки. На первом этапе агентство расплачивается из страхового фонда с основной массой вкладчиков, чьи требования к банку не превышают 100 тыс. рублей. Затем в процедуре конкурсного производства реализует активы банка-банкрота и из сформированной конкурсной массы расплачивается как с вкладчиками, чья сумма требований больше 100 тыс. руб., так и с оставшимися категориями кредиторов. При этом агентство крайне заинтересовано в оптимальном — по затратам и по времени — варианте банкротства банка, дабы поскорее и в как можно более полном объеме возместить затраты страхового фонда на выплаты вкладчикам.

Некоторые аналогичные АСВ структуры за рубежом выполняют и еще одну функцию — они предупреждают банкротства.

Действительно, в ряде стран — США, Южной Корее, Польше, Норвегии — организации, подобные нашей, участвуют в оздоровлении банков, чтобы упредить банкротство. Зачастую это дешевле, чем банкротство. Но вопрос не в том, будем ли именно мы выполнять эту функцию. Вопрос в том, какой инструментарий и какие финансовые источники будут при этом использоваться. Чаще всего если государство видит в этом необходимость, то оно и финансирует, хотя бы на начальном этапе, эту деятельность. Насколько я могу судить, заинтересованность в подобном расширении функций нашего агентства уже проявили и Центробанк, и международные эксперты, но пока на уровне отдельных высказываний. А ведь все помнят, что от момента появления, в частности, законопроекта по страхованию вкладов до принятия соответствующего закона прошло десять лет.

Ваш новый подопечный — Содбизнесбанк — жертва прошлогодней кризисной ситуации. Не ожидает ли нас что-либо подобное? Какие прогнозы существуют на этот счет?

Каких-либо серьезных потрясений на банковском рынке в ближайшее время быть не должно. В систему страхования вкладов Банком России были допущены только финансово устойчивые банки. Поэтому в течение этого года мы страховых случаев не ждем. В следующем, согласно нашим расчетам и моделированию ситуации, возможны лишь единичные случаи. Думаю, 2006 год агентство посвятит подготовке прогноза на более длительный период.

Марина ТАЛЬСКАЯ