Михаил Вышегородцев: «Ставки кредитов для малого бизнеса в Москве реально вернуть на докризисный уровень»

Михаил Вышегородцев: «Ставки кредитов для малого бизнеса в Москве реально вернуть на докризисный уровень»

2209

На этой неделе столичная мэрия приняла решение реконструировать около 1,5 тысячи городских центральных тепловых пунктов и организовать в них помещения для магазинов, парикмахерских и других объектов потребрынка и услуг шаговой доступности. Глава департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ рассказал об этом в интервью «Газете».

Часть площадей отойдет при этом малому бизнесу, особенно страдающему от дефицита нежилых помещений в городе. О том, как столичные власти намерены решать эту и другие проблемы предпринимателей, в интервью обозревателю «Газеты» Матвею Масальцеву рассказал глава департамента поддержки и развития малого предпринимательства Москвы Михаил Вышегородцев.

Самый актуальный сейчас вопрос — финансовый кризис и его последствия для разных областей и отраслей. Малый бизнес, например, во многом завязан на кредиты, которые сейчас все труднее получить. Что будет со столичным малым бизнесом в этих условиях?

У меня своя точка зрения по поводу кризиса: по сути, он еще не наступил, а потому говорить, что сегодня он на что-то повлиял, я бы не стал. Кризис может наступить, если государство упустит эту ситуацию и кровеносная система бизнеса — банки перестанут проводить платежи. Да, уже есть задержки, даже по два-три дня, но такого, чтобы встали платежи банков или в отношении каких-то банков началась процедура банкротства, я пока не слышал. А если платежи бизнеса проходят, значит, жизнь продолжается. К тому же малый бизнес в Москве практически не занимался ценными бумагами, размещением денег на депозиты. В основном малое предпринимательство в городе — это сфера обслуживания, торговля, производство, инновации, жилищно-коммунальное хозяйство, выполнение госзаказов.

Впрочем, проблемы, судя по всему, еще будут, может быть, уже начинаются. Бизнесу нужно развиваться, нужны оборотные средства, дополнительные закупки. Нужны заемные средства. И если раньше банки давали кредиты даже без обеспечения или с минимальным обеспечением, то сейчас они требуют зачастую 100-процентного обеспечения. Опять же не все банки сегодня с удовольствием выдают кредиты, некоторые очень долгое время проверяют заемщиков. Так что проблема со скоростью получения кредитных средств уже есть.

На проблемы с кредитами бизнес всегда жаловался. Сейчас они серьезнее?

Да, безусловно, серьезнее, поэтому первое, что мы сделали, — в ближайшее время попечительский совет Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы увеличит объем залога фонда при поручительстве за малые предприятия при получении кредитов в банке с нынешних 50 до 70%. Таким образом, заемщик становится ликвидным для банка, который гораздо быстрее выдаст кредит. Конечно, при наличии у банка средств на это.

Все 26 банков, с которыми мы работаем по программе кредитования малого бизнеса, уже подтвердили готовность выдавать займы под залог фонда. Эти банки, как правило, входят в 50 крупнейших, и они получат финансирование из средств, которые размещены Центральным банком, Минфином на поддержание ликвидности.

Единственное — увеличился процент по кредиту, деньги стали дороже. Дело здесь в том, что прошла цепочка: Минфин выделяет средства трем крупным банкам (ВТБ, Сбербанк и Внешэкономбанк), а те уже дальше их размещают с какой-то долей своей маржи. Соответственно, для заемщика процент по кредиту увеличивается с докризисной ставки 15—16% до 20—24% сейчас.

Это критично?

Мы предприняли и другие шаги. Наряду с тем, что повысили размер поручительства фонда перед банками, приняли еще решение: приоритетным для города видам малого бизнеса будем за счет городского бюджета компенсировать упомянутую разницу в процентах. То есть фактически вернем ставку кредита на докризисный уровень.

В приоритетах у нас семь сфер: производственная деятельность, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, бытовое обслуживание, инновационное производство, ремесленничество, молодежное предпринимательство.

Еще одна мера — решено не повышать в будущем году ставки на аренду малым бизнесом принадлежащих городу нежилых помещений. Но, к сожалению, у нас есть большая федеральная засада в отношениях между городом как собственником помещений и арендаторами. Принятый этим летом Госдумой федеральный закон № 108-ФЗ предусматривает сдачу в аренду помещения только на аукционах. Даже в случае, когда заканчивается договор аренды и прежний арендатор хочет пролонгировать договор. Массе арендаторов, у которых в этом году заканчивается договор, придется снова участвовать в конкурсе, и никто не примет во внимание, улучшали ли они арендованное имущество, вкладывались ли в ремонт, оборудование. Это большая ошибка, и мы уже писали письма и президенту, и премьер-министру, и в Госдуму, но, к сожалению, никакой реакции пока нет.

А какова позиция города? Распределять помещения без конкурса?

Нет. Безусловно, если появляется новый лот, новая недвижимость, она обязательно должна быть выставлена на конкурс — никаких вопросов нет. Но если вы длительное время арендуете помещение, если навели в нем порядок, если к вам привыкли клиенты, ваш адрес знают, телефон раскручен… Вы обращаетесь в департамент имущества с просьбой пролонгировать договор, а вам отвечают: нет, нужен конкурс. Это недопустимая ситуация.

Впрочем, мы со стороны московского правительства уже предпринимаем кое-какие шаги для того, чтобы бизнес все же мог снимать у города помещения по льготным ставкам. Мэр Юрий Лужков одобрил некоторые предложения, о которых пока предпочту умолчать. Кроме того, у нас ведется строительство бизнес-инкубаторов, в которых есть пока резервы площадей. Сейчас запускаем, например, бизнес-инкубатор в Строгино, который не заполнен пока до конца. В Зеленограде у нас пустой бизнес-инкубатор. Мы готовы сегодня предоставлять в них помещения для инновационного малого бизнеса по льготным ставкам первые три года: соответственно 40, 60 и 80% от рыночной ставки, по данным независимого оценщика.

Федеральное законодательство предусматривает не только распределение городских помещений на конкурсе, но и право малого бизнеса на приватизацию уже арендуемых площадей. Столичные власти же приняли решение не распродавать городскую недвижимость. Почему?

Прежде всего, федеральный законодатель не говорит так прямо. Законом № 159 предусмотрено два варианта: либо субъект федерации начинает приватизацию принадлежащих ему помещений, либо вносит их в перечень имущества, необходимого для создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Мы выбрали второй путь. Мы продолжим сдавать принадлежащие городу помещения, в том числе и по льготным ставкам. Дело в том, что мы уже наступали на эти грабли. После двух волн приватизации в 1990-е годы город потерял массу социально значимых объектов: булочные, недорогие магазины в центре города и др. На их месте появились бутики, но никак не социально значимые объекты. В итоге город вынужден был искать новые помещения для размещения в них предприятий бытового обслуживания, магазинов шаговой доступности.

Впрочем, Москва, говоря о том, что не продает городское имущество, говорит малому бизнесу и о другом: вы сможете стать собственником в Москве, потому что уже запущена программа строительства нежилых помещений на принципе долевого участия. Уже определены 70 участков земли, на которых появятся такие объекты. Город за свои средства разрабатывает проектно-сметную документацию, а дальше приглашает соинвесторов, малые предприятия, чтобы в складчину построить на собственные деньги эти помещения и стать их собственниками.

Эта программа работает с 2007 года. Что сделано за это время?

Мы уже начинаем строить первый объект на улице Миклухо-Маклая в Юго-Западном округе: вся документация выпущена, экспертиза определила цену строительства, отобраны 80 соинвесторов. В следующем году начнем строить еще четыре объекта. Впрочем, здесь могут быть осложнения, связанные с кризисом: в этих условиях, может быть, кто-то и откажется вкладываться в длительные инвестиции.

Когда, по вашим оценкам, обеспеченность малого бизнеса недвижимостью достигнет в Москве нужного уровня?

Знаете, я мониторю постоянно предложения аренды и продажи недвижимости в городе. Сегодня, в условиях кризиса, цена продажи 1 квадратного метра пошла вниз: нежилые помещения можно приобрести уже по цене 75 тысяч рублей за 1 квадратный метр и даже ниже. Для сравнения: себестоимость строительства комплекса на улице Миклухо-Маклая составляет 50 тысяч рублей за 1 квадратный метр, но при этом вы приобретаете эту недвижимость, по сути, только через два года — таков цикл строительства. То есть инвестировать эти 50 тысяч рублей нужно будет в течение двух лет. Если учесть сегодняшнюю дороговизну заемного ресурса, то выйдет уже не 50 тысяч рублей, а где-то за 60 тысяч. А за 75 тысяч вы можете купить помещение уже сегодня.

Вообще, думаю, кризис немножечко наведет порядок. Например, в кадрах для малого бизнеса. Уже начались увольнения менеджеров крупных компаний — банковских, финансовых, строительных. Эти люди, хорошо подготовленные, могут прийти в малый бизнес. А мы будем им помогать, у нас есть формы поддержки начинающим предпринимателям. Так что мы ждем увеличения числа малых предприятий.

Вернемся к недвижимости. На этой неделе столичное правительство обсудило программу по развитию магазинов и бытовых предприятий шаговой доступности. В частности, новые помещения будут создаваться в подлежащих реконструкции центральных тепловых пунктах (ЦТП). Каково будет участие малого бизнеса в этой программе?

Да, наконец-то мэром были поставлены все точки над i: принято окончательное решение о том, что ЦТП будут реконструироваться двумя способами, причем исключительно за частные деньги. Первый способ — под крупного инвестора, под ритейлерскую или сетевую компанию, которая может эти помещения освоить, заплатив за них по коммерческим расценкам. Второе направление: мы готовы за бюджетные деньги разработать проект реконструкции ЦТП, согласовать этот проект, то есть провести наиболее труднопредсказуемую и затратную часть работы, и выдать малому бизнесу уже практически готовые проекты к соинвестированию. Малому бизнесу останется только вложиться непосредственно в реконструкцию и строительство. Кому именно мы такую схему предложим? Конечно, это будет социальный бизнес, бытовое обслуживание, магазины шаговой доступности, работа с детьми, спортивные, досуговые центры, учреждения по продаже товаров народно-художественных промыслов. Всего реконструировано с выделением новых площадей будет более 1 тысячи ЦТП. Какая часть уйдет малому бизнесу, а какая — крупным инвесторам, пока не определено.

Матвей МАСАЛЬЦЕВ

Фото: Viperson.ru