• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все статьи

«В банковском бизнесе нельзя шутить. А я без веселья и шуток жить не могу»

Интервью
Дата публикации: 04.09.2014 00:00
14 267
15 Время прочтения: 7 минут
Автор
Анна Дубровская, обозреватель в Банки.ру с 2012 по 2019 год
Анна Дубровская обозреватель в Банки.ру с 2012 по 2019 год
Источник
Banki.ru
​

Бывший основной акционер АйМаниБанка Сергей ВОСТРИКОВ рассказал порталу Банки.ру, почему он решил продать бизнес, который строил восемь лет, чем занимается сейчас и какие проблемы видит в банковском секторе страны.

В конце августа стало известно, что один из основных акционеров АйМаниБанка Сергей Востриков, вошедший в капитал банка еще в 2006 году и оказавший ключевое влияние на формирование современной бизнес-модели кредитной организации, продал свой пакет и сложил полномочия председателя совета директоров. На долю Вострикова и аффилированных лиц на конец 2013 года приходилось порядка 75%. На момент выхода Вострикова из капитала банка его личная доля составляла 15%, это был крупнейший пакет, принадлежавший одному лицу.

— Сергей, ваше решение уйти из банка и продать свою долю можно назвать сиюминутным или вы уже давно об этом думали?

— Я не планировал продавать банк на этапе роста, а четко реализовывал стратегию развития. В 2013 году мы стали банком номер один в России в сегменте автокредитов на покупку подержанных авто. После входа стратегического инвестора я понял, что, когда мнения партнеров о развитии бизнеса расходятся, лучше кому-то уйти.

— За сколько вы продали собственную долю в банке?

— По номиналу. Ничего страшного в этом я не вижу: сейчас такое время, что многие, даже крупнейшие, банки стоят ниже своего номинала.

— Не грустите по поводу продажи своей доли и ухода из банка? Все-таки вы проработали там практически десятилетие, создали принципиально новый банк. Можно сказать, реинкарнировали Алтайэнергобанк.

— Возможно, в варианте c АйМаниБанком действительно имело место немного преждевременное решение о продаже, так как у банка уникальная бизнес-модель, он очень динамично развивается и растет. Но я считаю, что если в основании бизнеса не заложен принцип «довольные и постоянные клиенты на всю жизнь», такой бизнес не может существовать долго, какая бы оригинальная бизнес-модель ни была внутри.

На протяжении всех лет развития АйМаниБанка я делал все возможное для того, чтобы каждый клиент получал персональное внимание и обслуживание. У нас были персональные менеджеры, я сам на сайте банка всегда лично отвечал на любые вопросы клиентов в рамках «прямой линии». Мы с моей командой действительно делали все, чтобы сотрудники в банке были счастливы и это настроение передавалось нашим клиентам.

В АйМаниБанке мы внедряли три ценности: простоту всех процессов, доверие друг к другу, уважение к клиенту. Пришедшие партнеры не совсем разделяли эти ценности. А правление распорядилось убрать с сайта мою «прямую линию», заменив доверие «политикой безопасности». Поэтому я и решил продать свою долю. Возможно, в банковском мире нужно действовать так, как они делают.

— В чем заключается политика новых партнеров?

— По сути ничего не меняется: автокредитование как было драйвером роста АйМаниБанка, так и останется. Однако новые партнеры видят АйМаниБанк более консервативной структурой, как и подобает кредитной организации. Наверное, это правильно, ведь такая политика позволяет сократить риски. Но мне всегда хотелось, чтобы банк был с человеческим лицом. Хотелось привнести нотку творчества в банковский процесс.

В банковском бизнесе нельзя шутить. А я без шуток жить не могу. У меня была попытка создать веселый банк. Например, при мне в офисах АйМаниБанка были не операционисты, а принцессы и феи. Ненастоящие, конечно, просто у сотрудниц офисов банка были короны и волшебные палочки. Они взмахивали палочками, и в течение трех — пяти минут любое желание клиента (которое было в компетенции сотрудника) исполнялось, будь то простая консультация или оформление кредита. Кстати, в наших офисах регламентирован был только один показатель: время обслуживания клиента. Сотрудник должен был заняться проблемой клиента не позже, чем через пять минут после того, как он вошел в наш офис, и решить ее без передачи вышестоящему начальству.

— Что является предметом вашей гордости как многолетнего руководителя АйМаниБанка, а что вы изменили бы, если бы сейчас вернулись в прошлое?

— Основным достижением своей команды я считаю то, что за восемь лет банк вырос в 134 раза по активам (сейчас активы АйМаниБанка превышают 20 млрд рублей. — Прим. ред.). В принципе я считаю, что нам удалось создать банк с нуля. Потому что, когда я покупал Алтайэнергобанк в 2006 году, он был небольшим региональным банком. Касательно того, что бы я изменил: больше внимание уделял бы рискам в кредитовании. Это позволило бы сделать более дешевые продукты для наших клиентов.

— Как вы считаете, сложно ли сейчас работать некрупным банкам и банкам-монолайнерам с учетом постоянного закручивания гаек Центробанком и в целом не совсем благоприятной рыночной конъюнктуры?

— Я думаю, что, если у банка есть своя ниша, свой бизнес, для него в принципе нет особой разницы, в каких условиях работать. Своего клиента такой банк найдет.

То что регулятор ужесточает разнообразные требования к банкам — это, наоборот, хорошо, так как «помогает» недобросовестным конкурентам уходить с рынка.

На самом деле проблема сейчас не в закручивании гаек и не в охлаждении рынка, а в отсутствии эмоций, заставляющих клиентов возвращаться в банк много раз, всю жизнь. Эмоция может возникнуть только при сверхбыстром и качественном обслуживании. Вот, например, у моего хорошего друга Олега Тинькова* нет офисов, поэтому никакие менеджеры не могут заставить клиентов приходить в банк и писать бесконечные заявления. Все делается по телефону, причем очень быстро. Казалось бы, простая, но гениальная идея! Я, например, сколько ни запрещал гонять клиентов и требовать от них что-то бесконечно «заявлять», до конца не смог одолеть бюрократию. Хотя, конечно, принцессы и феи всем нравились….

Нужно стремиться к тому, чтобы клиенты были не просто лояльны к твоей компании, но она им реально нравилась, тогда и прибыль будет. Возьмем, к примеру, компанию Harley Davidson. Постоянные клиенты настолько любят этот бренд, что даже делают себе татуировки с его логотипом.

Традиционные банки — это путь в никуда. В новой реальности они не выживут, если не добавят к сервису эмоцию.

— А как же Сбербанк? Он ведь на 100% традиционный банк.

— Зато по качеству сервиса он сейчас даст фору очень многим. Недаром ведь его глава Герман Греф в свое время заставил свой средний и высший топ-менеджмент окончить HarvardBusinessSchool. В итоге выпускники переняли очень много идей у зарубежных сервисных компаний для развития Сбербанка. Если бы Сбербанк еще и фокусировался на нескольких продуктах — допустим, у него было бы четыре основных продукта, а не сто девяносто восемь, — он бы обыграл практически всех.

— Какими проектами вы сейчас занимаетесь?

— С основой команды АйМаниБанка, с теми, кто разделяет мои мечты построить сервисную компанию, реально нужную людям, мы продолжаем проект, составной частью которого и был АйМаниБанк. Это компания «Айавто-Автоаукцион» (www.iautobank.ru) — сервис, который позволяет продать авто на аукционе по самой высокой цене за час. В отличие от trade-in здесь за вашу машину борются одновременно много дилеров Москвы, торгуясь на повышение цены, а не на понижение. Конечно, мы также продаем подержанные авто.

Изначально «Айавто» создавалась как структура при АйМаниБанке, нацеленная на продажу коллекторских автомобилей. Но сейчас она нацелена на выкуп машин с пробегом у физических лиц. Я являюсь акционером этой компании с конца 2012 года. Сейчас у «Айавто» 27 партнеров и четыре филиала: два — в Москве и два — в регионах, но мы очень быстро растем и планируем стать крупнейшей в России площадкой по купле-продаже подержанных авто с 70 филиалами в регионах. Наш основной маркетинг — рекомендация. Мы не даем рекламу, нас просто рекомендуют друзьям те, кто купил или продал машину через «Айавто».

— А с банками сотрудничаете?

— Конечно, компания «Айавто» связана с банками, занимающимися автокредитами: мы продаем автомобили в кредит, но работаем лишь с теми банками, которые так же фанатично заботятся о своих клиентах, как и мы: предлагают дешевые продукты, не навязывают разные дополнительные страховки. Ведь если клиенту не понравится кредит, он к нам больше не вернется и уж точно никому не порекомендует, без чего не может существовать наш бизнес.

— Не думаете ли вы в будущем вернуться в банковский бизнес?

— Как говорится, нет, спасибо. Банки — это не бизнес, а сервис, или инструмент для продаж. Например, у каждого автопроизводителя есть свой кэптивный банк, который увеличивает продажи именно его авто. Конечно, в таком варианте, когда банк является подразделением крупной корпорации, он у нас будет, но это совсем другое.

— Сергей, что бы вам хотелось пожелать банковскому сообществу, коллегам и партнерам, оставшимся в этой сфере?

— Ну вот и вы пошутили, получается почти как в поле чудес: «Кому бы вы хотели передать привет?» А что, мне кажется, отличная идея. Я как раз не успел написать общее письмо, которое обычно пишет коллегам, уходя из компании, даже самый рядовой сотрудник. Попробую.

«Дорогие друзья!

Я ухожу с поста председателя совета директоров с большой надеждой, что вы и дальше будете развивать успех банка, оставаясь дружной семьей «АйМани»!

Мы много сделали вместе, достигли больших высот. Мы создали отличную команду «АйМани», пройдя вместе много незабываемых походов и путешествий! Но все самое главное еще впереди: вам предстоит укрепить успех, нам — создать новый нужный многим сервис.

Желаю успеха и процветания, в душе всегда с вами, Сергей Востриков».

Беседовала Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

*16.02.2024 признан в РФ иностранным агентом и внесен в реестр иностранных агентов.

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

15
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь

[Vlad]
04.09.2014 10:27
Позитивный дядька. В целом интервью понравилось, за исключением части про Сбербанк.
3

@mike
04.09.2014 12:59
Банкиры как правило боятся быть "не как все". Сергей Анатольевич - не боится. Респект!

@.
5

Tuzikk
04.09.2014 13:34
Мимо тёщиного дома я без шутки не хожу!
Молодец!
3

ElizavetaM
04.09.2014 15:43
очень позитивное и доброе интервью)
0

Schturmman
04.09.2014 16:22

Позитивный дядька. В целом интервью понравилось, за исключением части про Сбербанк.

Владислав

Да мне тоже понравилось. Только при Сберовский сервис он перехвалил.
1

Обучение

Как оживить фото с помощью нейросети
Как оживить фото с помощью нейросети
08.07.2025
4223
Обзор нейросети GigaChat от Сбера — что это такое, как работает и как ею пользоваться
Обзор нейросети GigaChat от Сбера — что это такое, как работает и как ею пользоваться
07.07.2025
6952
Логические функции в Excel: как они могут помочь в учете личных финансов
Логические функции в Excel: как они могут помочь в учете личных финансов
06.07.2025
4191
Power Query в Excel: что это такое и как использовать в личных финансах
Power Query в Excel: что это такое и как использовать в личных финансах
04.07.2025
4401
Топ-30 лучших игр на Андроид
Топ-30 лучших игр на Андроид
03.07.2025
13184
Как создать видео с помощью нейросетей: пошаговое руководство для начинающих
Как создать видео с помощью нейросетей: пошаговое руководство для начинающих
01.07.2025
9894
Несанкционированные покупки через Google Play: новый вирус ворует деньги через NFC в России
Несанкционированные покупки через Google Play: новый вирус ворует деньги через NFC в России
29.06.2025
20865
Что делать с деньгами, если ключевая ставка ЦБ в 2025 году снизится
Что делать с деньгами, если ключевая ставка ЦБ в 2025 году снизится
28.06.2025
47883
«Получила деньги от государства и открыла мастерскую»: как оформить соцконтракт на 350 000 рублей в 2025 году
«Получила деньги от государства и открыла мастерскую»: как оформить соцконтракт на 350 000 рублей в 2025 году
27.06.2025
25791
«Ваш договор просрочен» — как пенсионера пытались обмануть под видом сотрудников «Ростелекома»
«Ваш договор просрочен» — как пенсионера пытались обмануть под видом сотрудников «Ростелекома»
26.06.2025
26425

Материалы по теме

Сергей Носов о ребрендинге «Фридом Финанс» и преимуществах перед традиционными банками
Виктор Бондарович, «БКС Мир инвестиций»: «Наш единственный реальный конкурент — это инфляция»
«В 2022 году мы можем увидеть 60—62 рубля за доллар» и другие шокирующие прогнозы Стина Якобсена из Saxo Bank
Евгений Абузов, банк «Уралсиб»: «Две трети активных клиентов уже не ходят в офис банка»

Главная Новости Интервью «В банковском бизнесе нельзя шутить. А я без веселья и шуток жить не могу»
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+