• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все статьи

Дмитрий Раковщик: «99% проблем в ОСАГО решится, когда цена полиса станет свободной»

Интервью
Дата публикации: 27.07.2015 00:00
17 465
15 Время прочтения: 11 минут
Автор
Дмитрий Жуков, руководитель проекта «Страхование» Банки.ру с 2015 по 2018 год
Дмитрий Жуков руководитель проекта «Страхование» Банки.ру с 2015 по 2018 год
Источник
Banki.ru
​

Страховая компания «РЕСО-Гарантия» намерена перевести урегулирование убытков по ОСАГО из денежной формы в «натуральную». О стратегических планах крупного страховщика, недостаточности тарифов ОСАГО и взглядах иностранных акционеров на российский рынок страхования Банки.ру рассказал генеральный директор СПАО «РЕСО-Гарантия» Дмитрий РАКОВЩИК.

— На рынке сложилась ситуация, когда страховщик, имеющий в своем портфеле существенную долю автострахования, не может быть одновременно прибыльным и обеспечивать высокое качество обслуживания клиентов. «РЕСО-Гарантия» — одна из немногих компаний, которая опровергает это утверждение. Как вам это удается?

— Ничего особенного мы для этого не делаем. Принцип нашей работы прост: если ты заключил договор, а в нем прописано условие, которое надо выполнять, – его надо выполнять, как бы «больно» ни было. Поэтому у нас репутация лучше, чем у некоторых наших конкурентов и коллег. Мы так сосчитали свои тарифы, что при самых неприятных для нас обстоятельствах все равно сможем расплатиться со своим клиентом. Компания считает тарифы и коэффициенты таким образом, чтобы привлекать интересующий ее сегмент клиентов. Впрочем, слово «интересует» – не очень правильное. Страховать можно кого угодно, весь вопрос – за сколько. Не секрет, что для молодого водителя, при всей моей любви к молодежи, стоимость полиса каско будет значительно выше, чем для водителя со стажем: в основном из-за частоты наступления ДТП. Так вот, у нас есть возможность страховать еще больше возрастных водителей. Но мы думаем о будущем и хотим привлечь также относительно молодых автовладельцев. Поэтому не стали устанавливать максимально низкий тариф для водителей в возрасте, чтобы иметь возможность сделать не очень высокий тариф для молодых.

— Что вы считаете своими преимуществами?

— Мы нацелены на потребителя, на конкретного человека. У нас нет никаких конкурентных преимуществ в корпоративном секторе. Хотя мы, безусловно, там конкурируем и развиваем корпоративное страхование. У нас нет сильных акционеров — промышленных предприятий. У нас нет административного ресурса. А вот на рынке страхования физических лиц преимущество есть – это наша агентская сеть, которая воспитывается по другим принципам, чем, например, в «Росгосстрахе». И мотивируется она иначе, современными способами.

— По статистике ЦБ, у вас около 95% продаж приходится на партнерский канал. Вы считаете, что это наилучший способ оптимизации расходов? Какой процент приходится на собственную агентскую сеть?

— На собственную агентскую сеть – физических лиц и индивидуальных предпринимателей — приходится 70% продаж. Я не сказал бы, что это лучший способ оптимизации расходов. Эти продажи, наверное, более дорогие, нежели прямые. Но для прямых продаж вам требуется продвижение своего бренда: надо давать рекламу на телевидении и радио, оплачивать необходимое количество повторов этой рекламы. В этом смысле наши агенты вполне конкурентоспособны: именно они — основной канал доведения наших продуктов до потребителей. Более того, мы пытаемся создавать устойчивые связи между потребителем и агентом. Учим агентов, что они должны быть рядом с клиентом всегда. Не только при продаже полиса, но и тогда, когда клиенту надо напомнить об очередном взносе, чтобы у него потом не случилось проблемы при выплате. Или после наступления страхового случая.

— Ваш страховой агент может как-то влиять на качество урегулирования убытка?

— У нас выстроена сложная, многоуровневая система мотивации агентов. В зависимости от категории агентов мы предоставляем им разную степень доступа в наши выплатные центры. Если это агент с большим портфелем, который работает преимущественно с нашей компанией и дослужился до определенной категории, то он может приехать в выплатной центр вместе с клиентом, помогать ему, ходатайствовать за него. И такого агента будут слушать. Начинающий агент определенную черту переступить не может – это сделано потому, что система мотивации зависит не столько от размера комиссии, сколько от количества клиентов. От того, как долго ты работаешь, насколько сосредоточил свой портфель в нашей компании.

— Достаточно большим пакетом акций вашей компании —37% владеет французская АХА. С учетом тенденции сокращения бизнеса западных страховщиков на нашем рынке есть ли какие-то попытки влияния этого акционера на развитие вашего бизнеса?

— АХА надо сравнивать с «Альянсом» – это компании примерно одного уровня. Первое отличие – у АХА нет контрольного пакета, поэтому все решения, которые они могут продвигать, носят, условно говоря, рекомендательный характер. Второе отличие от «Альянса» — АХА никогда не получала убыток от деятельности «РЕСО-Гарантии». Если бы мы на протяжении того периода, когда «Альянс» показывал отрицательный результат, показывали бы то же самое, АХА, наверное, предложила бы российским акционерам выкупить акции обратно. Или нашла бы какого-то инвестора и продала их по бросовой цене, если бы это отказались сделать российские акционеры. Понятно, что претензии к результату работы компании есть всегда. Всегда можно ожидать лучшего. Но нет никаких фундаментальных претензий, что мы работаем как-то не так. Я рассчитывал, что с приходом АХА у них можно будет позаимствовать какие-то продукты или технологии. Но, как оказалось, страховой рынок очень консервативен, все давно изобретено, так что ничего нового мы не приобрели.

— Какого мнения придерживаются ваши французские акционеры относительно российского страхового рынка в целом?

— Их удивляет отсутствие презумпции свободы договора. Пытаясь защитить слабую сторону, суды совершенно забыли, что это надо делать разумно. Читать договоры. Принимать во внимание, что если в договоре есть оговорка, то она сделана не просто так, ее учли в тарифе. Правда, во многих сегодняшних проблемах виноваты сами страховщики: старались не платить, придумывали все, чтобы клиент оказался за бортом. Идея о том, что страхователю надо платить, еще не овладела в массе российскими компаниями, я вынужден это констатировать. К сожалению, действие одного игрока на рынке обязательно распространяется на всех остальных. Я очень надеюсь, что ситуация меняется и поменяется радикально.

— Как вы оцениваете действия ЦБ, который в последнее время начинает регулировать страховой рынок все более жестко?

— Центральный банк, надо отдать ему должное, действует крайне жестко и абсолютно правильно, с точки зрения задачи очищения рынка. Не должно быть компаний, которые не способны заплатить не из-за того, что так сложилась экономическая ситуация (на этот случай существуют меры оздоровления, санации), а потому, что акционеры решили взять деньги и сбежать. ЦБ правильно делит надзор на поведенческий, финансовый, экономический. Я могу быть не согласен с решениями регулятора, но здесь полностью его поддерживаю: рынок должен быть прозрачным, чистым и честным.

Вместе с тем неправильно превращать страхование в commodity, то есть в однородный товар с общими потребительскими свойствами. Это, пожалуй, единственный мой спор с ЦБ. Дайте нам возможность предлагать клиенту более интересные решения, конкурировать. Рынок отрегулирует себя сам, надо дать ему больше свободы в определении цены, в том числе и в ОСАГО. На мой взгляд, 99 процентов проблем в ОСАГО решится, когда цена станет свободной: никому не придет в голову не платить клиенту, прятаться от него. Не будет этих проблем вообще. Мы увидим, что в ряде регионов полис подешевеет, а в ряде других, к сожалению, подорожает.

— На данный момент по ОСАГО вы установили базовые тарифные ставки в максимальном размере практически по всем типам транспортных средств во всех регионах. Это результат расчета прогнозируемой убыточности ОСАГО после повышения страховых сумм и тарифов?

— Мы до сего момента уверены, что тарифы ОСАГО недостаточны. У нас пока слишком мало оснований думать иначе: основаниями мы называем не ощущения, а расчеты. Так вот, пока у нас очень мало оснований-расчетов, которые бы свидетельствовали, что ситуация стала лучше. С одной стороны, тарифы увеличены. ОСАГО у нас настолько политизировано, что надо было обладать большим мужеством, чтобы решиться сказать всем: это стоит дороже. И за это спасибо ЦБ. Поэтому я всегда и говорю, что лучше ужасный конец, чем ужас без конца. Один раз освободите тариф, и не надо будет каждый раз рассказывать, почему вы его поднимаете.

С другой стороны, страховые суммы увеличились, а судов меньше не стало. Ситуация уже за гранью добра и зла: автоюристы хотят получить с нас вовсе не те деньги, которые нужны для восстановления автомобиля, а деньги вообще — некие абстрактные суммы. Страхователь уже давно в этом шоу не участвует. Он страшно удивляется, например, когда мы подаем в налоговые органы информацию о том, что он с нас взыскал некие суммы в виде штрафов, которые ему надо было указать в своей декларации. Но он-то об этом понятия не имеет, потому что автоюристы за него их получили и к себе в карман положили.

— Обсуждается ли на рынке идея нового повышения тарифов ОСАГО осенью 2015 года?

— У меня нет ощущения, что ЦБ решится так быстро их двигать дальше. И я надеюсь, что ситуация все-таки стабилизируется: количество судов или суммы выплат по судам пойдут на спад, заработает единая методика оценки убытков. Пока еще находятся регионы, и их много, где суды пренебрегают тем, что нужно считать по единой методике. Как только ситуация изменится, мы увидим приближение тарифа к реальности, и, может быть, не понадобится его корректировать так быстро. К сожалению, цены на автозапчасти подрастают, поскольку они идут за курсами валют. Тарифы рано или поздно будут их догонять. Или нам придется придумывать новую конструкцию под названием «Государственная страховая компания по ОСАГО».

— Ваша компания позже официального старта пошла в электронное ОСАГО. С чем была связана задержка?

— Только с тем, что мы хотим сделать это хорошо. Потому что вылезла масса технологических проблем, хотя мы и готовились к этому заранее. И сейчас еще, к сожалению, есть нарекания: расчеты подолгу крутятся, невозможно нормально обратиться в систему АИС РСА, сделать точный КБМ. Мы указываем на это Российскому союзу автостраховщиков, они обновляют, исправляют. Я каждый день получаю «военные сводки»: сколько нам удалось прогрузить полисов, сколько из них клиенты оплатили – это все измеряется пока только десятками, а не сотнями или тысячами, как мы предполагали.

— Нашли решение данной проблемы?

— Нашли причину проблемы – снова обновляют программное обеспечение. Мы предполагали и говорили ЦБ, что электронное ОСАГО надо делать аккуратно, тут много рисков. А еще не надо забывать, что граждане оплачивают это все карточками, и там коды всякие, чтобы не дай Бог и здесь еще какие-то мошенники не появились.

— Как вы оцениваете развитие онлайн-продаж, учитывая, что это все-таки право компании, а не обязанность?

— Ну, во-первых, я скептически отношусь к словам, что это право компании. Думаю, если Центральный банк увидит, что электронный полис легко покупается и продается, он оставит трактовку, что это право компании. Но если он увидит, что электронные полисы ОСАГО продаются плохо, я убежден: через пять минут это станет нашей обязанностью. Это они умеют: соберут десять крупнейших компаний, разъяснят разницу между правами и обязанностями, напомнят о двенадцати кошмарных днях, когда у «Росгосстраха» была приостановлена лицензия...

— А другие продукты вы онлайн не продаете, чтобы агенты могли разъяснить все их преимущества и недостатки?

— Да, мы их не продаем из-за того, что есть конфликт каналов. Самое главное, что нам не нравится в электронном ОСАГО, – у нас нет возможности клиенту объяснить и показать, какие еще есть продукты. Общение лицом к лицу как раз нужно для того, чтобы рассказать про кросс-селлинговую продажу. Электронное ОСАГО — это вызов для нас. Когда у тебя основной канал продаж – агенты, понятно, что это усложняет работу агента. Это означает, что ему надо бегать в два раза быстрее.

— У нас сейчас по всем признакам кризис. А кризисные периоды обычно связаны с повышением риска мошенничества, особенно в автостраховании. Наблюдаете ли вы всплеск мошенничества?

— Я убежден, что 10—12 процентов выплат мы делаем мошенникам, причем не только профессионалам, но и «любителям». Ведь с точки зрения обывателя, получать лишние деньги со страховой компании – никакое не мошенничество. Это идет, видимо, из советского прошлого, а автострахование дает благодатную почву для мошенников.

Я не могу сказать, что сейчас количество мошенничества увеличилось. Но мошенничество поддерживается на постоянном весьма высоком уровне, потому что 10—12 процентов – это в наших масштабах очень много. Если мы выплачиваем физлицам порядка 15 миллиардов рублей по каско в год, то представьте, что это — 1,6 миллиарда! Поэтому сейчас у меня установка экспертам и службе безопасности такая: копайте, ройте — даже после того, как произвели выплату. Очень важно, чтобы люди понимали: за обман придется расплачиваться, иначе этот вал не остановить.

— Расширение лимита по европротоколу и последующее увеличение этого лимита добавят мошенничества в автостраховании?

— Добавят, без сомнений. Пока у меня такое ощущение, что большим лимитом по европротоколу будут пользоваться прежде всего те, кто как раз склонен «приукрасить». Потому что наши средства массовой информации, за исключением такого солидного СМИ, как Банки.ру, все сделали для того, чтобы граждане не пользовались европротоколом. По центральным каналам телевидения день за днем зомбируют граждан: «Вы не умеете определить размер выплаты, страховая откажет, если сумма будет выше, компания откажет, если вы неправильно заполните извещение хоть в одном пункте…». В общем, сделали все, чтобы граждане всегда вызывали ГИБДД.

— Раскройте в общих чертах стратегический план на ближайший год, перспективы полутора — двух лет. Какие направления будете развивать?

— Главная цель – это прибыльный рост. Мы можем очень немного расти, главное, чтобы получали положительный финансовый результат от страхования. Наш комбинированный коэффициент должен быть ниже 100 процентов в обязательном порядке. У нас нет задачи завоевания определенной доли рынка, присутствия в первой тройке, десятке, четверке, пятерке. Мы будем работать прежде всего в массовых видах – это каско, ОСАГО. Мы не боимся моторного страхования. Как стратегическую задачу я сейчас поставил нашим подразделениям перевести урегулирование в ОСАГО в «натуральную» форму из денежной. Я верю в то, что 90 процентов наших клиентов – не мошенники, они хотят получить отремонтированную машину, а не деньги. Тогда претензий к нам быть не должно – какая разница, за сколько рублей мы это сделаем, главное, чтобы ремонт был качественный.

— Как вы оцениваете возможность появления иных обязательных или вмененных видов страхования в нашей стране? Например, обязательного страхования жилья.

— Я считаю, что никогда у нас не будет никакого обязательного страхования имущества. Никто не может нас с вами заставить защищать нашу собственность – это должен быть наш внутренний порыв. Плохо, что нам не удается, при всей нашей пропаганде, донести до населения, что это надо делать.

— Компания не платила дивиденды ни в 2012, ни в 2013 году. За 2014 год будете выплачивать?

— Это не от меня зависит. Акционеры принимают решения, которые нас устраивают, – деньги остаются в компании. Мы сейчас значительно увеличили уставной капитал — была нераспределенная прибыль прошлых лет. Компания должна развиваться, пусть это будет той самой подушкой безопасности. Акционеры уже три года дивиденды не изымают, спасибо им. Я не могу объяснить, почему. Я бы изымал, но признателен им за это решение.

Беседовали Данис ЮМАБАЕВ, Дмитрий ЖУКОВ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

15
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Войдите или зарегистрируйтесь

skom
27.07.2015 08:54
"Принцип нашей работы прост: если ты заключил договор, а в нем прописано условие, которое надо выполнять, – его надо выполнять, как бы «больно» ни было. Поэтому у нас репутация лучше, чем у некоторых наших конкурентов и коллег. Мы так сосчитали свои тарифы, что при самых неприятных для нас обстоятельствах все равно сможем расплатиться со своим клиентом."

Врет и не краснеет товарищ. Принцип вашей работы прост - существенное занижение ущерба, отказ от погашения по страховке от независимой экспертизы, в Омске прямо тут же сидят "свои" эксперты и вы только от них принимаете ими же заниженные суммы выплат. Расчет простой - не каждый пойдет судиться за 5-10 тысяч убытка от вашего ОСАГО, на этом вы и кормитесь. Причем до того обнаглели, что и не стесняетесь об этом говорить. Никому не посоветую иметь дело с этим страховщиком.
10

elve
27.07.2015 09:43
Если цены отпустить они сразу взлетят, т.к. ОСАГО обязательно для автовладельцев и отказаться от него нельзя.
4

vucsht
27.07.2015 09:48
Свободной цена ОСАГО может быть только со свободой заключения (или не заключения) договора.
15

gross_ross
27.07.2015 10:29
а давайте так:
«99% проблем в ОСАГО решится, когда цена полиса станет свободной, а сам полис не обязательным»
14

a_nekto
27.07.2015 13:17
Gross (gross_ross) пишет:
а давайте так:
«99% проблем в ОСАГО решится, когда цена полиса станет свободной, а сам полис не обязательным»

Проблема в том, что при необязательном ОСАГО будет огромное число нищих будет ездить по принципу "пофиг, все равно с меня нечего взять".
ИМХО, необходимо пересматривать принципы тарифообразования. Мне не понятно, почему при наличии нескольких машин, я должен платить за каждую отдельно, или как аварийность зависит от мощности движка. При этом, нигде не учитывается "качество" езды: спокойный и аккуратный водитель, не имеющий штрафов, заплатит ровно столько же, сколько и несущееся по обочине.
4

Обучение

«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
«Из-за запаха с соседнего участка не могу находиться на даче»: куда жаловаться в такой ситуации
07.05.2025
6583
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
Объяснили, какие постройки на дачном участке надо регистрировать
07.05.2025
5579
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
С 1 марта 2025 года у россиян могут изымать запущенные дачи: как избежать штрафов и проблем
05.05.2025
7208
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
Шумные соседи по даче: что делать и когда можно жаловаться в полицию
04.05.2025
25669
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
Снегопад на майские: как защитить растения на даче
03.05.2025
6573
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
Цветы, за которые можно получить срок: что нельзя сажать на даче в 2025 году
02.05.2025
11800
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
Как пожарить мясо, чтобы ничего не нарушить в майские праздники
01.05.2025
11295
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
«Премиально» развели: как под видом вклада оформили страховой полис
30.04.2025
8633
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
Вложился в золото и остался в минусе: как не потерять деньги на металлических счетах
29.04.2025
13134
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
Под видом вкладов банки оформляют пенсионерам ИИС: что это и как вернуть деньги в полном объеме
28.04.2025
117678

Материалы по теме

Андрей Дроздов, «БКС Страхование жизни»: «15% по ИСЖ могли бы получать клиенты, а получали безответственные банкиры»
Игорь Юргенс, ВСС: «Конкуренция за аккуратных водителей приведет к снижению цены ОСАГО, а валютный курс — к повышению»
Ольга Сорокина, ВСК: «Мы продолжим наш стратегический переход в сервисно-страховые продукты»
Василий Бусаров, Страховой Дом ВСК: «Страховым компаниям сегодня жизненно важны IT-инновации»
Главная Новости Интервью Дмитрий Раковщик: «99% проблем в ОСАГО решится, когда цена полиса станет свободной»
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+