Большинство сельских жителей (77%) пользуются услугами российских финансовых организаций, свидетельствуют результаты опроса, проведенного аналитическим центром НАФИ. При этом у 72% опрошенных самооценка финансовой грамотности довольно низкая. О правилах и нормах грамотного финансового поведения селяне чаще всего узнают из средств массовой информации (33%).
Согласно исследованию, селяне наряду с трудовыми мигрантами и пенсионерами остаются одной из самых исключенных из потребления финансовых продуктов групп населения: не пользуются в настоящее время никакими финансовыми продуктами и услугами 23% опрошенных в этой группе.
Самый распространенный финансовый продукт для сельских жителей — банковские карты, однако доля пользователей низкая — 58%. Большинство тех, кто не имеет банковской карты, ссылаются на отсутствие необходимости в ней (63%), а у 11% нет лишних денег для оформления. Среди барьеров также называют отсутствие достаточной информации о данном продукте (11%).
В настоящее время вклад или депозит есть у каждого пятого (21%) сельского жителя, преимущественно в банке (98%). Основная цель открытия депозита — безопасное хранение денег (25%).
Четверть сельских жителей используют кредитные продукты: банковский кредит наличными деньгами (26% пользовались когда-либо), POS-кредит (24%) и кредитная карта (14%). Также распространена практика беспроцентных займов у членов семьи, родственников, друзей (16%). Стоит отметить, что треть опрошенных (34%) сельских жителей никогда не брали кредитов или займов. Самые распространенные причины: нежелание жить в долг (33%), недостаточный уровень дохода (22%), а также дорогое обслуживание кредитов, высокая процентная ставка (22%).
Сегодня кредит или заем есть у каждого пятого сельского жителя (21%). Наиболее распространенные мотивы оформления — для приобретения крупных покупок (57%), а также повседневные нужды (25%).
Безналичные платежи не распространены в селах: 44% указали на отсутствие у них такого опыта. Во многом это связано с более низким уровнем «цифровой активности». Так, у большинства сельских жителей (95%) есть мобильный телефон, однако почти у половины (47%) — без выхода в Интернет.
Характерен и низкий уровень использования Интернета: 37% сельских жителей пользуются им редко или не пользуются совсем. Те, кто пользуются Интернетом, выходят в онлайн как через мобильные устройства (40%), так и через домашний компьютер (39%).
Только каждый пятый житель села совершал платежи или переводы через мобильное приложение (20%) или интернет-банк (16%).
Несмотря на в целом высокий уровень общего представления о существующих финансовых услугах (76—88% достаточно осведомлены), значительная доля таких граждан испытывают сложности с их пониманием. Например, более трети опрошенным (35%) сложно разобраться в кредитах и микрозаймах (36% и 35% соответственно).
Развитая финансовая инфраструктура — одна из ключевых предпосылок для активного использования финансовых услуг населением, комментирует итоги опроса генеральный директор аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.
«С этой точки зрения российское село серьезно уступает городу: финансовые организации чаще развивают бизнес там, где сконцентрирован высокий платежеспособный спрос. Выравнивание ситуации и повышение доступа к финансам для жителей села будет происходить через развитие удаленной идентификации и дистанционных финансовых сервисов», — резюмирует эксперт.