Некогда один из наиболее перспективных рынков — автокредитование переживает сейчас тяжелые времена. Более того, по единодушному мнению экспертов, ожидать, что условия выдачи автокредитов улучшатся, не стоит — по крайней мере в этом году. Так что желающим купить машину в кредит следует либо подождать до новогодних распродаж, либо воспользоваться специальными предложениями автопроизводителей, пишет в понедельник еженедельное издание «Коммерсант-Деньги».

В докризисное время число желающих оформить кредит для приобретения автомобиля с каждым годом увеличивалось в несколько раз. В итоге каждая вторая машина на российских дорогах была кредитная. Во многом благодаря кредитам и автопроизводители наращивали объемы продаж. Сейчас ситуация противоположная: предложение автосалонов явно превышает спрос, а многие банки заморозили программы автокредитования. Остальные повысили ставки и ужесточили требования к заемщикам.

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в РФ, за первые пять месяцев 2009 года продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России упали на 47%, а в абсолютных величинах снижение продаж составило почти 0,5 млн штук. «Если в прошлом году в кредит продавался почти каждый второй автомобиль, то на сегодня доля кредитных продаж составляет порядка 10—15% от рынка новых автомобилей», — рассказал начальник управления продуктовой политики Русфинанс Банка Вячеслав Якубчик. Примерно такие же цифры приводит и руководитель дирекции обслуживания физлиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко: «По данным наших партнеров-автодилеров, отмечается как общее падение продаж, так и значительное снижение доли кредитных машин в продажах. Если в сентябре — октябре доля автомобилей, продаваемых в кредит, составляла порядка 35%, то сейчас она составляет около 15% всех продаж».

По мнению начальника управления автокредитования ВТБ 24 Алексея Токарева, и в текущем году рынок автокредитов ожидает значительное сокращение: «Что касается рынка автокредитования в целом, то мы ожидаем 60-процентное сокращение объемов кредитования в 2009 году по сравнению с 2008 годом. В основном это вызвано сокращением покупательской способности, отложенным спросом в связи с кризисом, а также ужесточением условий автокредитования (рост ставок, рост минимального первоначального взноса, ужесточение требований к заемщику)».

Ощутить на себе изменение кредитной политики банков заемщики смогли еще в прошлом году. Сейчас ставки по стандартным банковским программам автокредитования в среднем составляют 20% годовых, тогда как еще год назад 19% годовых считалось нормальной ставкой по нецелевым кредитам. Что касается автокредитов, то вплоть до осени 2008 года взять в банке ссуду на покупку автомобиля даже без первоначального взноса можно было в среднем под 13% годовых в рублях.

Сейчас даже при внесении 50% стоимости автомобиля в виде собственных средств процентная ставка будет выше примерно в 1,5 раза. Да и рассчитывать заемщикам на финансирование полной стоимости автомобиля банком не приходится — в среднем первоначальный взнос составляет 30%. «Рост первоначальных взносов обусловлен желанием банков снизить собственные риски. Чем выше взнос, тем больше вероятности, что в случае несостоятельности заемщика средств от продажи автомобиля будет достаточно для погашения задолженности перед банком. К тому же у самого клиента, заплатившего существенный первый взнос и испытывающего материальные затруднения, выше мотивация сохранить автомобиль, чем идти на его реализацию», — объясняет директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет.