Малый бизнес в России вышел из кризисного пике. Так оценивает текущее состояние данного сегмента председатель правления Национального Банка «Траст» Надия Черкасова, основываясь на значениях индикатора «TRUST Индекс МСБ».

«В течение последнего года (с февраля 2010-го) индекс демонстрирует уверенный рост, приближаясь к докризисным показателям. Положительная динамика исследования, прерванная на полтора года в августе 2008-го, показывает, что предприниматели окончательно вышли из кризисного пике, а бизнес перешел от выживания к развитию», — рассказала руководитель НБ «Траст».

Сводный индекс в декабре 2010 года составил 115 пунктов (плюс 8 по сравнению с сентябрем). При этом значение индекса тем выше, чем крупнее бизнес. Увереннее всего себя чувствует средний бизнес — на 130 пунктов, малые предприятия оценивают свое самочувствие на 115, а микропредприятия — на 110 пунктов.

Согласно результатам исследования, наиболее оптимистичны предприниматели в регионах-локомотивах (Санкт-Петербург и Ростовская область). Здесь индекс равен значению по всей выборке — 115 пунктов, а разница между текущим состоянием и ожиданиями на будущее составляет всего 5 пунктов. Это говорит о том, что ситуация в этих регионах стабильна и предприниматели ясно представляют, что их ждет в ближайший год, отмечают в «Трасте». Минимальное значение индекса отмечено в субъектах РФ с неопределившимися перспективами (Костромская и Пензенская области), а максимальное — в регионах — точках роста (Хабаровский край, Волгоградская область).

С 2007 года каждые два месяца исследовательский холдинг «Ромир» по заказу НБ «Траст» опрашивает более 1 300 предпринимателей из 12 «типичных» регионов РФ. Итоговый показатель «TRUST Индекс МСБ» состоит из двух компонентов: индекса текущего состояния (оценка изменений объема рынка и текущего развития бизнеса) и индекса ожиданий (изменение объема инвестиций, взаимодействие с властью и планы по кредитованию). Значение индекса в 200 единиц говорит о максимальном оптимизме участников опроса, 100 — о равной доле позитивных и негативных оценок, показатель менее 100 пунктов — о преобладании негативных настроений в бизнес-сообществе.