Российские банкиры начали консолидировать усилия, чтобы повлиять на прохождение в Госдуме антитеррористического закона, ограничивающего онлайн-платежи. Как пишет в понедельник газета «РБК daily», принятие данного закона ударит не только по электронным платежным системам, но и по бизнесу банков — эмитентов предоплаченных карт.

Напомним, что 15 января группа депутатов внесла в Госдуму пакет поправок по борьбе с терроризмом, в их числе изменения в законодательство, существенно ограничивающие переводы с неперсонифицированных платежных средств. Сумма перевода не может превышать 1 тыс. рублей (для предоплаченной карты — 3 тыс.) за один календарный день и 15 тыс. за месяц. Существующий лимит составляет 15 тыс. рублей ежедневно и 40 тыс. в месяц.

В пятницу глава Сбербанка Герман Греф во время форума в Давосе сообщил, что написал письма в администрацию президента, ЦБ и Минфин, выступив против принятия этого законопроекта и попросив остановить соответствующую инициативу депутатов. «В мире эти технологии получают колоссальное развитие. У нас пока не очень понятно, из каких соображений пытаются вообще фактически закрыть этот бизнес», — передает его слова агентство Bloomberg.

Позиция Сбербанка вполне объяснима: госбанк контролирует 75% электронной платежной системы «Яндекс.Деньги», а принятие закона в первую очередь ударит по переводам с электронных кошельков. Но и другие банки готовят свои предложения по смягчению норм документа. В частности, Национальный совет финансового рынка разослал по кредитным организациям письмо с целью собрать все предложения и подготовить сводное заключение для обращения во все заинтересованные ведомства. В числе адресатов — банки, имеющие в своих продуктовых линейках предоплаченные карты, а также планирующие в ближайшем времени запустить электронные кошельки.

Рынок предоплаченных карт кредитные организации оценивают как один из самых растущих и перспективных. Если на начало 2009 года ими было эмитировано 612 тыс. карт, то в прошлом году количество карт составляло 48 млн. На данный момент их число более чем в два раза превышает количество кредитных карт (22,5 млн).

По оценкам компании PriceFree, этот сегмент объемом 60 млрд долларов может вырасти к 2015 году в два раза — до 120 млрд. Высокие темпы роста эмиссии объясняются тем, что предоплаченные карты выпускают как банки, так и небанковские организации (например, карта «Кукуруза» от РНКО).

Среди крупных банков предоплаченные карты предлагают Сбербанк, Промсвязьбанк, СМП Банк, Связной Банк.