Комитет Госдумы по финансовому рынку высказал ряд замечаний по законопроекту, ужесточающему требования к переводу электронных денежных средств.

Согласно поправкам, общая сумма переводимых денежных средств при использовании анонимного электронного средства платежа не должна превышать за один календарный день 1 тыс. рублей, в случае использования предоплаченной карты — 3 тыс. рублей.

Как говорится в заключении комитета, по статистике более 60% таких операций — это платежи на суммы свыше 1 тыс. рублей. Еще больший процент платежей превышает этот порог в случае совершения двух и более трансакций в день. Комитет указывает, что такие платежи могут иметь важное социальное значение. В частности, с их помощью осуществляется оплата услуг ЖКХ, связи, билетов, государственных, муниципальных, финансовых услуг, а также погашение кредитов, налогов и штрафов.

«Предлагаемые изменения могут негативно отразиться на доступе различных категорий граждан к финансовым услугам и привести к значительному росту доли наличных денежных расчетов в экономике», — говорится в заключении комитета.

Комитет также считает, что запрет на использование электронных средств платежа, полученных за рубежом, будет противоречить общеприменимой международной практике и требует доработки. Как говорится в документе, иностранные платежные инструменты по своей сути не являются анонимными, поскольку практика использования неперсонифицированных электронных средств платежа за рубежом в большинстве случаев предусматривает необходимость идентификации.

В документе отмечается, что популярность использования неперсонифицированных электронных средств платежа в мире растет в связи с высокой степенью безопасности совершения платежей, в частности в связи с отсутствием необходимости ввода конфиденциальных данных и наличием лимитов.

«Комитет считает необходимым разработать принципиально иные механизмы снижения рисков использования неперсонифицированных средств платежа с целью легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма», — говорится в заключении комитета. При этом, как отмечают авторы документа, одновременно должны сохраняться возможности для развития безналичных расчетов и обеспечиваться доступность финансовых услуг в РФ.