Почти 60% заемщиков Мособлбанка — физических лиц (с 21 мая находится на санации) из 93, получивших более 1,2 млрд рублей, представили в банк недостоверные паспорта и информацию в справках о доходах. Примерно каждый шестой заемщик из числа юрлиц отсутствовал по адресу фактического местонахождения, а у каждого третьего была завышена оценка финансового положения и обслуживания долга. Об этом свидетельствуют материалы ЦБ по результатам проверок в Мособлбанке, с которыми удалось ознакомиться «Ведомостям».
Серьезные проблемы у Мособлбанка были выявлены еще в 2011 году, в начале 2013-го регулятор по итогам проверки запретил банку на три месяца открывать новые отделения и на шесть — ограничил работу со средствами физлиц и наличными. Но вместо того чтобы соблюдать ограничения, банк их обходил, проводя, как заявил ЦБ, «масштабные операции по сокрытию этих действий». Манипуляции со счетами вкладчиков обнаружились случайно.
Изучив порядка 80% корпоративного портфеля банка — а это ссуды 83 юрлицам более чем на 20 млрд рублей, — проверяющие ЦБ обнаружили у всех заемщиков признаки сомнительной деятельности или отсутствия реальной деятельности. Кроме того, ссуды использовались не по целевому назначению, а обеспечение по ним не соответствовало нормативным требованиям ЦБ. В активах большинства компаний преобладали дебиторская задолженность и запасы, в пассивах — кредиты; их выручка и прибыль были незначительны, а операции по счетам в банке носили схожий характер и в основном были связаны с получением и расходованием кредитов Мособлбанка.
Немногим лучше ситуация у банка была и с заемщиками-физлицами. Проанализировав досье 93 заемщиков, получивших от Мособлбанка более 1,2 млрд рублей, проверяющие обнаружили, что почти у 60% из них — недостоверные паспорта и информация в справках о доходах. У одних работодатели в момент выдачи справки были ликвидированы или находились в этом процессе, у других — просто не значились в ЕГРЮЛ. В самых безобидных случаях информация о руководителях организаций, указанная в справках, не совпадала с данными СПАРК.
В ответ на предписания ЦБ банк увеличивал капитал, но нестандартным способом. «Они что делали: сначала из банка выводились средства, а потом назад заводились как подарки. В итоге 70% капитала банка — такие подарки», — объяснил «Ведомостям» сотрудник АСВ. С июня 2013 года по февраль 2014-го акционеры подарили банку имущество на 8,65 млрд рублей: например, Виктор Янин, тогда предправления Мособлбанка, 31 января 2014 года подарил ему здание в Москве в Большом Ватином переулке стоимостью свыше 2 млрд рублей, а Александр Мальчевский 28 февраля — дом в Калужской области за 806 млн рублей.
Месяц назад ЦБ объявил, что в мае Мособлбанк привел отчетность в порядок: отразил «прирост вкладов свыше 76 млрд рублей, а также сопоставимый рост ссудной задолженности сомнительного качества». Как именно выполнили, объяснил сотрудник АСВ: «Частично в банке была нужная сумма, которая числилась на счетах юрлиц, и здесь все просто — взяли и перекинули на физлиц». Но порядка 60 млрд рублей, которых «просто нигде не было», вернули по более сложной схеме. Банк выдал кредиты юрлицам, неким техническим компаниям, которые затем дали заем физлицу — одному из совладельцев холдинга, а уже он перечислил деньги на счета вкладчиков, восстановив, по сути, то, что было выведено, говорит собеседник «Ведомостей». «В итоге на балансе банка появились реальные обязательства, а в активах — долги, технические компании. Чтобы заместить это реальными активами, понадобится время — во всем разобраться, решить вопросы с госорганами, третьими лицами, собственниками и тому подобным, это же целая эпопея. Для СМП Банка (санатора Мособлбанка. — Прим. ред.) это совсем не подарок», — говорит собеседник «Ведомостей».
Комментарии