Спасительный мост

Дата публикации: 25.07.2014 11:04 Обновлено: 25.07.2014 11:05
1 612
Время прочтения: 4 минуты
Источник
Ведомости
Темы

Греф лоббирует назначение «Мостовика» генподрядчиком строительства Керченского моста, рассказал «Ведомостям» участник строительного рынка и подтвердил источник в госбанке. Сейчас проверяется техническая и ценовая части предложения компании, но официального предложения о назначении «Мостовика» не поступало, говорит федеральный чиновник.

Каким будет мост, пока не ясно. Есть только рекомендованные общие параметры: совмещенный двухуровневый мост с четырьмя полосами и двумя железнодорожными путями через косу Тузла. Эксперты, которых госкомпания «Автодор» привлекла к проекту, оценили такой вариант с учетом подъездных путей и подготовительных работ в 283 млрд руб. В проекте федеральной целевой программы развития Крыма до 2020 г. расходы на строительство моста оцениваются в 253 млрд руб. «Мостовик» может сделать эту работу вдвое дешевле», — уверяет источник в госбанке, оговариваясь, что есть разные варианты строительства моста. Предложение «Мостовика» по Керченскому мосту меньше 200 млрд руб., говорит федеральный чиновник.

«Мостовик» — одна из крупнейших строительных организаций страны, которая находится в стадии банкротства. Она была одним из основных подрядчиков на госстройках: к саммиту АТЭС 2012 г. во Владивостоке строила вантовый мост на о. Русский, к Олимпиаде в Сочи — Ледовый дворец и санно-бобслейную трассу. Но накануне Олимпиады у компании начались финансовые сложности — проекты принесли «Мостовику» многомиллиардные убытки.

В апреле компания инициировала в арбитраже свое банкротство. Ее владелец Олег Шишов объяснял это необходимостью защиты от недружественного банкротства. На тот момент кредитный портфель компании превышал 40 млрд руб., в феврале она не могла вовремя обслуживать договоры с Газпромбанком, Альфа-банком, Сбербанком.

Сбербанк подал иск о погашении 18,9 млрд руб., Альфа-банк — 3,3 млрд, Газпромбанк — 3,4 млрд. Предприятию нужна «передышка» от требований кредиторов, которую предоставляет процедура наблюдения, объяснял Шишов.

В мае Сбербанк получил 20% долей компании. Госбанк объявил, что планирует активно участвовать в управлении «Мостовиком», в том числе помогать получать новые подряды.

Если «Мостовик» выиграет конкурс, то, естественно, сразу станет кредитоспособным, говорит гендиректор InfraNews Алексей Безбородов. Но Грефу придется нелегко, предупреждает он: есть масса разных других претендентов. В торгах по этому объекту будут участвовать все крупные компании, полагает Безбородов.

«Нам интересны такие стройки, но обсуждать пока нечего — проекта нет», — сказал представитель «Аркса». «Окончательные решения принимаются после детального анализа проекта, сейчас генподрядные группы треста загружены на текущих проектах в Москве и Петербурге», — говорит и представитель «Мостотреста». Решения, поручить ли проект «Автодору», РЖД или специально созданной компании, делать ли мост платным, проводить ли конкурс, какие источники финансирования использовать и сколько мост в итоге будет стоить, пока нет. К ноябрю должны быть готовы инженерные изыскания и технико-экономическое обоснование — тогда будут определены и стоимость, и модель реализации проекта.

Отсутствие арбитражных разбирательств у претендента — одно из требований к конкурсной документации и «Мостовик» может столкнуться с такой проблемой, предупреждает Безбородов. Одна из обсуждающихся идей — вычленить из существующего бизнеса «Мостовика» наиболее здоровую структуру, консолидировать на ней основные активы и технический персонал, для того чтобы в последующем выкупить эту компанию, рассказывает один из крупных подрядчиков. В таком случае часть этих денег направили бы на погашение кредитов, на Сбербанке не висел бы гигантский долг, а «Мостовик» оздоровился бы. Пресс-служба Сбербанка не ответила на запрос «Ведомостей».

Ситуация с подрядами у «Мостовика» пока не улучшается — слишком тяжелое наследие досталось Сбербанку, но и списывать в убыток почти 19 млрд руб. ему невыгодно, считает крупный подрядчик. «Объем долга составляет примерно 5% от чистой прибыли Сбербанка в 2013 г., — комментирует ведущий аналитик Газпромбанка Андрей Клапко. — Но потенциальные убытки были бы меньше, так как кредиты частично зарезервированы». В I квартале Сбербанк уже снизил прибыль — ему пришлось потратиться на резервы по кредитам. Заметная часть резервов в корпоративном портфеле пришлась на «Мостовик», рассказывал человек, близкий к госбанку.

Золотой мост

Таких дорогих мостов, как Керченский, в России еще не строилось. Автодорожный мост на о. Русский стоил 34 млрд руб., через бухту Золотой Рог во Владивостоке — 20,1 млрд, проект моста через р. Лену в Якутске оценивался в 46 млрд. Сопоставимый по стоимости проект — совмещенная автомобильная и железнодорожная трасса от Адлера до курорта «Альпика сервис», которая была построена к Олимпиаде в Сочи. Бюджет строительства составил 285,4 млрд руб., сообщала Volga Group Геннадия Тимченко (владеет 25% УСК «Мост», подрядчика проекта). РЖД не хочет держать трассу у себя на балансе и рассчитывает передать ее государству в обмен на другие железные дороги — автодорога в составе совмещенной трассы не приносит дохода, зато есть затраты на эксплуатацию.

Бэла ЛЯУВ, Максим ТОВКАЙЛО, Татьяна ВОРОНОВА, Маргарита ЛЮТОВА

Читать в Telegram
telegram icon

Горячая линия

Материалы по теме