Российские регионы в 2015 году не должны допустить дефолты по своим обязательствам, механизмы для решения долговых проблем разработаны и активно используются. Об этом сообщили ТАСС представители Минфина и аналитики.

Губернаторы в 2014 году неоднократно жаловались: рост ставок коммерческих банков приводит к тому, что обслуживание долга становится очень дорогим и отвлекает средства регионов, которые могли бы пойти на инвестиционные цели или социальную политику. Более того, губернаторы не исключали возможности дефолтов и просрочек по выплатам долгов. Минфин разработал в прошлом году целый комплекс мер, который должен был помочь субъектам РФ избежать таких ситуаций.

«Есть много механизмов, которыми могут пользоваться субъекты для управления ликвидностью долговой политики. Первое — это казначейские кредиты. Во-вторых, мы дали субъектам почти 150 миллиардов в прошлом году на замещение коммерческого долга и в этом году продолжаем: 150 миллиардов рублей распределено и почти 70 миллиардов уже перечислено под 0,1% годовых», — рассказала ТАСС директор департамента межбюджетных отношений Лариса Ерошкина.

Общий объем бюджетных кредитов регионам в 2015 году составит 310 млрд рублей.

В Минфине отметили, что облигационный долг регионов, как правило, растянут на несколько лет, а в коммерческих кредитах доля краткосрочных заимствований преобладает, что является риском. Поэтому дефолты по облигационным займам маловероятны.

По словам руководителя дирекции долговых рынков «Уралсиб Кэпитал» Дмитрия Дудкина, дефолтов по облигациям российских регионов в I квартале не наблюдалось. «По облигациям ничего не было», — отметил он.

Аналитики согласны с Минфином, что основной риск по просрочкам выплат связан именно с коммерческими долгами регионов. «Именно вот эти кредиты, как правило, короткие и требуют усилий по рефинансированию», — говорит заместитель директора группы государственных финансов Standard & Poor's Карен Вартапетов.

Он подчеркнул, что «если у региона нет запаса собственных средств, остатков на счетах, бюджет исполняется плохо и одновременно регион не может найти рефинансирование для старых долгов, то вот здесь возникает проблема». «Но о массовом дефолте регионов или десятках дефолтов регионов в этом году мы точно не говорим. Есть точечные примеры, когда ситуация очень похожа на просрочку по долговым обязательствам», — сказал специалист.

По словам Вартапетова, рискам подвергаются регионы, у которых долг к доходам уже достаточно большой, то есть приближается к 100%, и в самом долге удельный вес банковских кредитов достаточно высок.

По данным Минфина, на 1 мая 2015 года у 48 регионов объем госдолга превышает 50% налоговых и неналоговых доходов бюджета. При этом у 11 субъектов РФ объем госдолга по коммерческим кредитам и ценным бумагам превышает 50% доходов бюджета.

Так, долг Карелии, по данным на 1 мая 2015 года, составляет 99% от налоговых и неналоговых доходов региона, при этом банковский долг — 53%, у Вологодской области — 95% и 51% соответственно, у Рязанской — 87% и 51%, у Хакасии — 84% и 63%, у Амурской области — 92% и 58%, у Забайкальского края — 87% и 51%, у Марий Эл — 88% и 52%, у Астраханской области — 86% и 59%, у Липецкой — 61% и 52%, у Удмуртии — 88% и 59% соответственно.

Летом прошлого года Минфин разработал правила, по которым регионам выдаются бюджетные кредиты для частичного замещения их долгов по кредитам банков и ценным бумагам. «Мы помогаем субъектам бюджетными кредитами: эти средства покрывают половину суммы погашения долга, приходящегося на 2015 год», — говорит Ерошкина.

Она отметила, что в целях дополнительной поддержки регионов за истекший период 2015 года Минфином России обеспечено авансовое перечисление дотаций из федерального бюджета в сумме 25 млрд рублей.

«Все субъекты с коммерческим долгом получат кредиты, если будут выполнять условия соглашения — планомерно снижать объем долга до размера не больше 50% от собственных доходов к 1 января 2017 года», — заявила Ерошкина.

Кроме того, с прошлого года у регионов появилась возможность брать у Федерального казначейства короткие кредиты на 30 дней под символический процент для покрытия кассовых разрывов.

Еще одно решение, которое позволит регионам снизить долговую нагрузку, — это отсрочка по бюджетным кредитам, выданным в 2010—2011 годах на строительство и ремонт дорог.

Долг регионов в последние месяцы планомерно снижался. Так, на 1 мая 2015 года общий долг регионов и муниципалитетов составил 2,4 трлн рублей, снизившись на 3,9 млрд. Объем долга субъектов РФ по коммерческим кредитам за январь — апрель 2015 года сократился на 102,5 млрд рублей (на 7,7%) и составил на 1 мая 2015 года 1,2 трлн.

По словам старшего портфельного управляющего УК «КапиталЪ» Андрея Вальехо-Романа, еще год-полтора ничего катастрофического с долгами регионов не будет происходить, однако меры по сокращению долгов надо принимать уже сейчас.

«Если ситуация с долговой нагрузкой регионов РФ будет планомерно ухудшаться, то субсидировать новые займы региональным властям будет неоткуда, поскольку новые расходы регионов, чаще всего, не соотносятся с их доходами», — предупредил он.

Накануне РБК написала, что Новгородская область стала первым c 2008 года российским регионом, допустившим дефолт по определению Standard & Poor's: в феврале регион не провел платеж по кредиту ВТБ. Однако область смогла договориться с банком о привлечении нового кредита для рефинансирования старого. Позже руководитель департамента финансов Новгородской области Елена Солдатова заверила, что «обязательства текущего года по кредитам банков в сумме 4,2 миллиарда рублей правительством Новгородской области полностью погашены, просроченной задолженности нет» (Прим. Банки.ру).