У Центробанка нет цели по курсу рубля и тем более нет цели создавать ожидания однонаправленного движения курса, заявила газете «Ведомости» первый заместитель председателя Центрального банка России Ксения Юдаева. Так она прокомментировала предположения о том, что начавшиеся интервенции регулятора — это сигнал рынку на ослабление рубля: правительству, а теперь и ЦБ нужен слабый рубль.
«Но если у рынка такое мнение возникло, то это сигнал для ЦБ, что нужно продолжать коммуникации с рынком и последовательно показывать с помощью своих прогнозов, что все наши действия не противоречат основной цели — по инфляции и что мы подстраиваем накопление резервов к ней», — отметила Юдаева. По ее словам, механизм проведения интервенций устроен таким образом, что курс рубля продолжает быть плавающим. «Курс может колебаться в разные стороны в зависимости от рыночных факторов», — добавила она.
Кроме того, ЦБ готов не только покупать валюту, но и продавать резервы в случае проблем с финансовой стабильностью, уточнила первый зампред. «Сейчас нет проблем с валютной ликвидностью на рынке, и во всех основных сценариях мы таких проблем не видим. Но неожиданности время от времени происходят, и в случае проблем мы сможем увеличивать предоставление резервов, в том числе и через каналы рефинансирования», — пояснила она.
Комментируя ситуацию с курсом рубля в декабре прошлого года, Юдаева согласилась, что проблемы были. «И мы были уверены тогда и уверены сейчас, что их неправильно было решать через интервенции. В силу продолжавшегося падения цены на нефть на рынке сформировались очень мощные девальвационные ожидания. Противостоять им можно было или поставив на кон наши резервы, или дав рынку найти новое равновесие», — сказала Юдаева. По ее словам, в обоих случаях результат был бы один и тот же: коррекция курса была неизбежна. Однако в первом варианте ЦБ, по ее словам, потерял очень существенный объем резервов, поэтому регулятор решил дать возможность рынку найти равновесие. «Это сработало. Это, мне кажется, было очень важно с точки зрения адаптации рынка к плавающему курсу», — резюмировала первый зампред.
В связи с угрозами финансовой стабильности на банковском и в целом финансовом рынке тогда был принят достаточно широкий пакет мер, добавила Юдаева. По ее словам, они помогли достаточно быстро преодолеть высокую волатильность валютного курса и процентных ставок. «Не сказать, что вообще без проблем, но длительной дисфункции рынка и системного кризиса удалось избежать», — считает она.
Комментарии
Если всё правильно сделали, тогда сейчас незачем наращивать ЗВР. В следующий раз при "проблемах с курсом рубля" правильнее будет снова "дать рынку найти новое равновесие" в рамках концепции плавающего курса.
Есть только одно небольшое но: закреплённая в Конституции РФ функция ЦБР по обеспечению устойчивости рубля не выполнена. Действия ЦБР в отношении курса рубля скорее напоминают торговую деятельность, чем выполнение функций мегарегулятора!