Реализация в РФ программ льготного автокредитования, льготного лизинга и обновления автопарка позволила смягчить падение авторынка в 2015 году. Об этом говорится в исследовании PwC «Рынок легковых и коммерческих автомобилей в России: результаты 2015 года и перспективы развития».
На поддержку автомобильной промышленности РФ было направлено 43,3 млрд рублей, и по итогам года в рамках трех основных программ стимулирования спроса было продано около 560 тыс. транспортных средств, что составило более трети совокупных продаж, говорится в исследовании.
В целом же по результатам 2015 года продажи новых легковых автомобилей в России сократились на 45% в количественном выражении. В сегменте новых импортных автомобилей было наибольшее сокращение — 52%; продажи отечественных брендов и локализованных иномарок снизились на 37% и 45% соответственно. В денежном выражении рынок сократился на 33% в рублях и на 57% в долларах.
Как поясняют эксперты, существенное влияние на рынок в 2015 году оказали макроэкономические факторы: ослабление рубля, сокращение ВВП, угроза дальнейшей стагнации экономики и снижение уровня потребительской уверенности.
«Дальнейшее развитие автомобильного рынка России будет напрямую зависеть от макроэкономической конъюнктуры, мер господдержки, а также эффективности стратегий, реализуемых ключевыми игроками рынка в период неопределенности», — пишет PwC.
По словам партнера практики по оказанию консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC Олега Малышева, в 2016 году в базовом сценарии ожидается спад на рынке новых легковых автомобилей на 14% до 1,1 млн штук, в оптимистичном сценарии — на 10% до 1,2 млн. При этом восстановление российского рынка до уровня 2012 года возможно в перспективе семи лет, считает эксперт.
В PwC ожидают, что в ближайшие годы возможности для развития автобизнеса во многом будут связаны с сегментом автомобилей с пробегом, который в 2015-м в денежном выражении превысил размер рынка новых авто. Сдвиг спроса в сторону автомобилей с пробегом отчасти обусловлен меньшим ростом цен на данном рынке.
«Рынки легких коммерческих автомобилей и грузовых автомобилей являются чувствительными к конъюнктуре экономики и в настоящий момент переживают спад из-за снижения деловой активности малого и среднего бизнеса, а также снижения грузооборота и спада в строительной отрасли. По мере восстановления экономики прогнозируется рост данных рынков», — отмечается в исследовании.