Страховщики предлагают установить в ОСАГО приоритет ремонта автомобиля перед денежной выплатой. Соответствующие поправки в законодательство готовит Российский союз автостраховщиков (РСА), рассказал на пресс-конференции в «Российской газете» исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. Страховщики считают, что этот шаг поможет снизить количество судебных споров по выплатам в ОСАГО.
«Мы считаем, что потребителю в первую очередь нужно восстановить транспортное средство. Такой порядок не даст возможности автоюристам заработать на дополнительных расходах в суде», — говорит Уфимцев.
По его словам, планируется, что блок поправок в законодательство по борьбе с автоюристами будет подготовлен к 1 апреля. Порядок установления приоритета ремонта над выплатой сейчас согласовывается с Центробанком.
«Есть моменты, которые нужно описать более предметно: машины, которые стоят на гарантии, — что с ними делать? Кроме того, во многих удаленных регионах тяжело найти станцию для ремонта: как решать вопрос, если человеку для ремонта придется ехать 200 километров, чья это будет проблема? Эти вопросы требуют дополнительного уточнения», — рассказал Уфимцев.
Кроме того, страховщики предлагают предусмотреть включение в договор ОСАГО дополнительную опцию — учет износа. Напомним, сейчас в тарифе ОСАГО (в отличие от каско) не учитывается износ автомобиля, поэтому, когда машину в качестве возмещения по ОСАГО направляют на ремонт, автовладелец должен доплатить некую сумму за износ своих запасных частей — то есть за то, что старый бампер ему меняют на новый. Именно по этой причине большинство автовладельцев выбирают для возмещения по ОСАГО денежную выплату.
Такое положение дел, по мнению страховщиков, создает почву для работы автоюристов, которые взыскивают со страховых компаний большие суммы в судах. В 2014 году, по словам Уфимцева, четверть всех выплат по ОСАГО была выплачена страховщиками по суду, а в IV квартале 2015 года из-за введения единой методики расчета ущерба при ДТП доля судебных выплат снизилась до 13%.
Однако не все эти деньги доходят до автовладельцев: в 2015 году, по словам Уфимцева, 43% судебных выплат составили нестраховые выплаты: штрафы, расходы на экспертизу и так далее. Страховщики считают, что эти деньги оседают в карманах автоюристов. При этом в регионах, где активны юристы, устанавливается высокий территориальный коэффициент к стоимости полиса ОСАГО, и жители этих субъектов вынуждены платить за страховку больше, чем соседи (это, например, Челябинск, Краснодар, Воронеж).