Риски для рейтинга России от Fitch Ratings сместились из сферы внешних финансов в область государственных финансов. Об этом говорится в сообщении рейтингового агентства.

Аналитики отмечают, что бюджетные планы российского правительства будут одним из ключевых факторов при анализе агентством суверенных рейтингов после прошедших в воскресенье парламентских выборов. Проведенное голосование подготовило почву для повторного введения среднесрочного бюджетного планирования и формального бюджетного правила, что должно дать более четкое представление о том, как правительство намерено сбалансировать бюджет, ожидают в агентстве.

В понедельник ЦИК объявила, что подсчет голосов почти окончен: партия «Единая Россия» набрала 54% голосов по партийным спискам и выиграла в 203 из 225 одномандатных округов, существенно увеличив свое большинство. Это соответствовало ожиданиям Fitch, что «Единая Россия» останется крупнейшей партией страны. Все партии, представленные в Думе, в целом поддерживают президента Владимира Путина, уточняют в агентстве.

Там полагают, что «правительство чувствительно к разочарованию среди населения в отношении налогово-бюджетной консолидации, введенной в ответ на более низкие цены на нефть и включающей сокращение реальной заработной платы и пенсий и уменьшение дискреционных расходов и субсидий. Такие настроения, возможно, нашли отражение в низкой явке (менее 50%) на голосование. Приостановка трехлетнего бюджетного планирования в прошлом году и отсутствие бюджета на 2016 год дали правительству гибкость, чтобы реагировать на моменты, вызывающие обеспокоенность у населения, хотя фискальная политика не претерпела значительного смягчения в преддверии выборов».

Правительство заявило, что снова введет трехлетнее бюджетное планирование в своем бюджете на 2017 год, который должен появиться в октябре, напоминают в Fitch. Это должно дать больше ясности относительно фискальных реформ в поддержку целей властей по достижению сбалансированного бюджета к 2020 году (исходя из цены на нефть в 50 долларов за баррель) и относительно планов финансирования дефицита, после того как будет израсходован Резервный фонд (как ожидают в агентстве, в 2017 году, хотя Фонд национального благосостояния останется источником ликвидных активов). По прогнозам Fitch, цены на нефть в среднем составят 45 долларов за баррель в 2017-м и 55 долларов в 2018-м.

«Мы считаем, что существенная бюджетная экономия является достижимой, хотя некоторые меры, такие как дальнейшее реформирование пенсионной системы и социальных выплат, более низкие субсидии и более высокие налоги на доходы будут иметь социальную цену. Обсуждения по поводу нового бюджетного правила, которое позволило бы сберегать нефтяные доходы при ценах выше определенного уровня, также могут возобновиться», — отмечают в рейтинговом агентстве.

В то же время, по его мнению, меры по ужесточению бюджетной политики будут менее решительными, чем в 2014—2015 годах, и существуют риски, связанные с их осуществлением, в преддверии президентских выборов в марте 2018-го. Fitch прогнозирует дефицит федерального бюджета РФ на уровне 3,9% ВВП в 2016 году и 2,8% в 2017-м.

«Жесткая фискальная политика была одной из причин слабого роста, но высокочастотные данные указывают на улучшение во II квартале 2016 года, — пишут аналитики. — Более стабильный рубль и снижающаяся инфляция способствовали монетарному стимулированию: в пятницу Центральный банк Российской Федерации сократил ключевую ставку на 50 б. п. до 10% после ее снижения на 50 б. п. в июне. ЦБ РФ заявил, что больше не будет сокращать ставку в этом году, укрепив наше мнение, что он будет придерживаться политики инфляционного таргетирования, и повысив уверенность, что российские власти могут продолжать корректировку внешних финансов в условиях более низких цен на нефть».

«Риски для рейтинга России («BBB-», прогноз «негативный») сместились из сферы внешних финансов в область государственных финансов. Сохранение готовности сдерживать расходы и обеспечить эффективную среднесрочную бюджетную систему может обусловить позитивное рейтинговое действие. Отсутствие восстановления от рецессии в сочетании с существенным отходом от заявленных макроэкономических целей и задач фискальной политики было бы негативным рейтинговым фактором», — отмечается в релизе.