Коэффициент убыточности в ОСАГО, по данным KPMG, в 2016 году превысил 80% и, по прогнозам, достигнет 84% в 2017-м, говорится в восьмом ежегодном обзоре страхового рынка в России, подготовленном специалистами по России и СНГ. ЦБ оценивает комбинированный коэффициент убыточности в ОСАГО по итогам 2016 года в 97,8% (без учета расходов на управление).
В обзоре KPMG указывается, что «коэффициент убыточности ОСАГО достиг своего максимального значения за последние пять лет, и дальнейшие прогнозы его динамики пессимистичны». Убыточность ОСАГО продолжают усугублять система продаж РСА «Единый агент», электронные полисы и натуральное возмещение, считают в KPMG. Введение натурального возмещения прибавит к коэффициенту убыточности ОСАГО 7,5%, указывают респонденты.
Рост убыточности ОСАГО вынуждает игроков задуматься о том, чтобы сдать лицензии на данный вид страхования: опрошенные руководители страховых компаний предполагают, что в 2017 году этот рынок покинут еще две крупные компании. В 2016 году лидер рынка ОСАГО — компания «Росгосстрах» уже сократила продажи полисов на 20%. За год сдали лицензии на ОСАГО три страховщика: «ВТБ Страхование», «Уралсиб» и «Альянс». «РЕСО-Гарантия», на долю которой приходится около 15% продаж ОСАГО и которую участники рынка прочат в лидеры первого полугодия по продажам, также заявила, что в качестве крайней меры рассматривает уход с рынка ОСАГО.
Высокая рентабельность каско, указывается в обзоре, может привести к усилению конкуренции в данном сегменте. Средний коэффициент убыточности (КУ) по добровольному автострахованию (соотношение совокупного убытка к заработанной премии) составил 79%, его ожидаемая величина по итогам 2017 года — 66%. Данные ЦБ по 2016 году ниже: комбинированный КУ составил 63% (также без учета управленческих расходов страховщиков).
Возможный рост российского рынка страхования респонденты (топ-менеджеры страховых компаний) связывают с новыми технологиями — в это верят 90% опрошенных страховщиков. Опрошенные руководители страховых компаний отмечают потенциал для эффективного применения новых технологий во всех сферах бизнес-процесса: продажах, андеррайтинге и урегулировании убытков.









