Уже в мае клиенты московских и подмосковных банков смогут совершенно бесплатно получать новый журнал, в котором известные финансовые эксперты будут знакомить читателей с большими и маленькими «хитростями» банковского кредитования.
Он станет еще одним из появившихся в последнее время изданий, которые объясняют вам, как лучше распорядиться своими кровными. Похоже, что увещевания правительственных чиновников, и прежде всего минфина, о пользе финансовой грамотности сделали свое дело. Министерство пытается капитально повысить наше финансовое образование с помощью программы, разрабатываемой совместно с Всемирным банком, а российские банкиры начали знакомить население России с правилами игры в реальные деньги. В конце концов им самим надоели бесконечные споры вокруг невозвращенных кредитов и обвинения в сознательном обмане заемщиков. Кто брал кредит, знает: банки помимо обычной ставки включают в договоры с клиентами разные виды комиссий, которые увеличивают стоимость займа. Иногда в разы. Кроме того, досрочное погашение потребительского кредита нередко грозит заемщику штрафом. В результате «цена вопроса» вместо заявленных 20 процентов выскакивает за 70 процентов.
С другой стороны, и берущие деньги — тоже не сплошь ангелы. Социологический опрос подтвердил, что почти каждый десятый москвич считает вполне возможным не возвращать банкам деньги. А количество тех, кто сам щепетилен в денежных вопросах, но понимает таких людей и не осуждает их, составляет почти сорок процентов.
Так или иначе, но президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян считает, что на сегодня потребительские кредиты — самое слабое звено в банковской сфере и пока невозвраты не стали реальной угрозой существованию нашей банковской системе, надо и банки контролировать, и заемщика обучать. Вот для этого-то и создан новый журнал.
В Ассоциации российских банков рассудили, что если каждый банк станет подробно рассказывать о преимуществах тех или иных кредитов, то будь все до последней запятой чистой правдой, читатель все равно воспримет это как рекламу. Действительно, если вспомнить, что при проходящем сейчас обсуждении нового закона о потребительском кредитовании дебаты разворачиваются главным образом о правдивости информации банков о кредитных ставках, то станет понятно, почему нет веры рекламным буклетам.
В новом же журнале читатель сможет получить информацию сразу о нескольких сотнях вариантов кредитов, предлагаемых различными банками, сопоставить их и самостоятельно сделать выбор. Сколько таких вариантов будет в первом номере, не скажу, но уже сейчас на сайте кредитного агентства выставлено более 200 кредитных программ — потребительское кредитование, ипотека, автокредитование, кредитные карты, кредиты на текущие нужды, на образование. Есть и программы, рассчитанные на юридических лиц, в том числе — малые предприятия.
Но пока вернемся к так называемым физическим лицам. Для них кредитное агентство выставило на сайте (и, надо полагать, продублирует в журнале) много полезной информации: как подобрать кредитную программу, в какой валюте брать кредит, как поступать, если вдруг нечем расплачиваться за кредит. И учит пользоваться калькулятором, прежде чем подписывать кредитный договор. Или может даже проконсультировать заемщика (бесплатно!), пришедшего в агентство с таким договором, если у того появились какие-то сомнения.
Вот
Вооруженный такими знаниями заемщик не попадет в долговую яму, а заодно и не поставит в трудное положение банк. Чего, собственно, и добивается Ассоциация российских банков.
Владимир МЫТАРЕВ