Всего 1,6% россиян, или 1,2 млн человек, воспользовались услугой получения быстрых займов в микрофинансовых организациях, свидетельствует исследование компании Synovate Comcon, в ходе которого было опрошено 14 тыс. граждан по всей территории России. Меньше всего займы от МФО пользуются спросом в Москве — ими воспользовались всего лишь 1,1% респондентов. Вдвое больше клиентов МФО в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек — 2,1%. По данным исследования, наиболее частые клиенты МФО — студенты и люди, выходящие на пенсию (они обращаются за микрозаймами в три-четыре раза чаще прочих категорий граждан). В пять раз чаще за быстрым займом обращаются в связи с разводом. Также довольно часто в МФО граждане обращаются в связи со сменой работы, свидетельствует исследование.
Учитывая особенности целевой аудитории, приведенные в исследовании, ее быстрого роста вряд ли можно ожидать. Процент тех потенциальных клиентов, которые готовы взять заем в МФО
Впрочем, участники рынка достигнутыми результатами довольны. «Еще два года назад клиентов у МФО практически не было,— указывает президент Национального партнерства участников микрофинансового рынка Михаил Мамута.— Так что достижение доли 1,6% — это довольно серьезный рост. К тому же это немало в сопоставлении с общей емкостью рынка, которую мы оцениваем в 10—12 млн человек». По его расчетам, именно столько граждан не имеют доступа к банковским продуктам
По нашим оценкам, потребность в услугах МФО составляет 300—350 млрд руб. в год, продолжает господин Сигал. Рынок будет расти за счет охвата новых заемщиков, осведомленность которых о продуктах МФО пока невысока. Действительно, сейчас, по оценкам господина Мамуты, объем рынка вместе с кредитными кооперативами — около 36 млрд руб. К концу года он ожидает роста до 45—47 млрд руб. за счет новых заемщиков. «На становление банковского рынка и адекватное восприятие его населением ушло несколько лет, поэтому и охват всех потенциальных клиентов МФО произойдет не ранее чем через три-четыре года»,— считает председатель наблюдательного совета компании «Микрофинанс» Сергей Сучков.
У банкиров другое мнение. «Прогноз слишком оптимистичный,— считает первый зампред правления Бежица-банка Георгий Горшков.— Хотя бы потому, что в странах, где рынок МФО развит, его доля в охвате клиентов не достигает уровня 10%, у МФО слишком высокие ставки по сравнению с банками — часто свыше 100% годовых». «Думаю, расчеты микрофинансистов слишком оптимистичны,— согласен руководитель блока продаж и развития бизнеса сети Юниаструм-банка Егор Шкерин.— Сейчас многие банки начали продвижение продуктов, очень похожих на те, что предлагают микорофинансовые организации».
Александра БАЯЗИТОВА, Ольга ШЕСТОПАЛ, Ксения ДЕМЕНТЬЕВА