Девальвация рубля ударила по потребительскому рынку. Первыми отреагировали автодилеры, которые ждут повышения цен на автомобили в среднем на 10%. Не помогает сдержать их и то, что большинство массовых моделей собирают в России: здесь локализовано производство дешевых комплектующих, а дорогие узлы по-прежнему импортные. Существенного роста цен ждут также на рынках бытовой техники и алкоголя.
О том, что
В автоконцернах проблему признают. Например, в GM говорят, что «ежедневно отслеживают курс рубля». «Пока мы не повышаем цены, но, если падение окажется долгосрочным, это неизбежно придется делать»,— говорят в компании. В Renault отмечают, что «пока решения о росте цен нет». В Ford Sollers сообщили «Ъ», что с 1 февраля поднимут цены в пределах 1—2% на легковые автомобили, а решения о дальнейшей ценовой политике будут принимать исходя из колебаний курса рубля.
Дилеры утверждают, что автоконцерны уже уведомили их о грядущем повышении цен. В «Авилоне» (продает Mercedes, Hyundai, Ford и др.) сообщили «Ъ», что получили от производителей новые прайс-листы по всем имеющимся брендам. «Рост в ожидаемых границах 1—3%, ощутимо подросли цены на новые модели»,— говорит директор по продажам дилерского центра Jaguar Land Rover «Авилона» Андрей Горшков. Он считает, это не окончательный в этом году ценник. При этом специальных акций и распродаж будет меньше: дилеры сокращают объемы заказов. В «Авилоне» отмечают, что текущий объем запасов предусмотрен на 1,5—2 месяца и автомобили, оставшиеся с 2013 года, продаются гораздо лучше
Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов отмечает, что в связи с ослаблением рубля наблюдается временный всплеск спроса: потенциальные покупатели, которые раздумывали о покупке, опасаясь роста цен, все же решились на нее. Но, по его оценкам, «это временная тенденция, с ростом цен спрос обязательно упадет, что лишь усугубит общую стагнацию российского авторынка». В прошлом году продажи легковых автомобилей и LCV упали на 5,5%, в этом году PwC ожидает падения рынка в среднем на 3%. Подорожание цен на автомобили неизбежно
Источники «Ъ» на авторынке объясняют «неизбежный рост» цен даже на иномарки отечественной сборки подорожанием комплектующих. В рамках режима промсборки автоконцерны должны к 2016—2017 годам достичь уровня локализации в 55—60% взамен на пошлины в размере 0—5% на импорт комплектующих. Но, говорят источники «Ъ», сейчас локализованы лишь дешевые комплектующие, например пластики или колеса. По данным «Автостата» на 2013 год, производство Toyota в России было локализовано на 15%, GM — на 20%, Nissan — на 31,7%, Volkswagen — на 50%. По ряду моделей уровень выше, например, для Renault Logan и Sandero — 75%. «Об импорте и говорить не приходится, утилизационный сбор почти полностью компенсирует снижение пошлин»,— отмечает один из источников. В результате цены на иномарки массового сегмента в России (в том числе отечественной сборки) и так выше, чем в ЕС и США, хотя ряд более дорогих машин (в том числе премиум-класса) в России дешевле, чем в Европе. «Наиболее дешевый рынок сегодня в США, где разница с Россией — 10—30%»,— отмечает Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».
Аналогичного подорожания
Гендиректор Simple (поставки элитного алкоголя) Максим Каширин слышал о том, что многие импортеры алкоголя еще в конце 2013 года поднимали цены в среднем на 10—20%. «Мы еще цены не повышали, но планируем сделать это в феврале-марте не менее чем на 10%»,— поясняет он. Коммерческий директор дистрибутора «Бастион-Нева» (импорт коньяков и вин) Константин Егиазарян говорит, что компания уведомила контрагентов, что с 1 февраля повысит цены на импорт. На крепкий алкоголь, по его словам, рост цен составит 15—20%. «На две трети это связано с ростом акциза, и только на 1/3 — с ростом курсов валют»,— уточняет топ-менеджер. На импортное вино «Бастион-Нева» поднимет цены на 5—20%.
Егор ПОПОВ, Юлия ГАЛЛЯМОВА, Роман КОНДРАТЬЕВ, Павел БЕЛАВИН, Роман РОЖКОВ, Олег ТРУТНЕВ