Крупнейшие участники рынка потребкредитования сократили объем и ужесточили условия выдачи экспресс-кредитов. По словам ритейлеров, в октябре продажи в кредит в некоторых сетях упали на 30%, а ставки выросли на 5 процентных пунктов. Сокращение кредитования в торговых сетях может привести к снижению продаж, поскольку 30% покупок финансируется сейчас за счет кредитов, считают эксперты.
О сокращении в октябре объемов продаж в кредит «Ъ» сообщили крупнейшие ритейлеры. «Продажи в кредит сейчас снизились на 30% по сравнению с сентябрьскими, банки в основном продают высокодоходные кредиты с первоначальным взносом»,— сообщил «Ъ» руководитель департамента потребительского кредитования компании «М. Видео» Валерий Шатковской. По информации другой крупной торговой сети «Мир», в октябре ставки по экспресс-кредитам повысились в среднем на четыре-шесть процентных пунктов. «Кредитный оборот в целом снизился на 4—5%, доля высокодоходных кредитов увеличилась на 20—25%»,— отметили в пресс-службе «Мира». В «Эльдорадо» и «Техносиле» отказались комментировать ситуацию.
Сокращение объемов кредитования, по наблюдениям ритейлеров, происходит на фоне ужесточения условий оценки заемщика. «Банки пересмотрели скоринговые модели и увеличили число отказов по кредитным заявкам»,— отметили в «Мире». Кредитные специалисты ХКФ-банка в торговых сетях говорят заемщику, что объем отказов увеличен, и рекомендуют брать кредиты с первоначальным взносом, а также на больший срок. Банк «Ренессанс Капитал» (работает под брендом «Ренессанс Кредит») с 17 октября вообще «временно приостановил кредитование в магазинах в связи с нестабильной ситуацией на финансовых рынках». По словам участников рынка, увеличил объем отказов и банк «Русский стандарт». Альфа-банк пока не ужесточал требований к заемщикам, но планирует сделать это в ближайшее время. Доля отказов вырастет на 5—6%, сообщила начальник управления развития целевых кредитов Альфа-банка Наталия Карасева.
Экспресс-кредитование в точках продаж традиционно занимало значительную долю в кредитных портфелях основных участников рынка. Об этом свидетельствуют данные их отчетности по МСФО. У ХКФ-банка в первом полугодии доля кредитов на покупку товаров составляла 46,3% (31,7 млрд руб.) от кредитного портфеля (68,6 млрд руб.). Доля кредитов в точках продаж у «Ренессанс Кредита» составляла 42,7% (19,7 млрд руб.) от кредитного портфеля (46,2 млрд руб.), у «Русского стандарта» — 23,1% (37,2 млрд руб.) от объема розничного портфеля (161,1 млрд руб.).
Кризис на финансовых рынках и рынках межбанковского кредитования банки ощущают с середины сентября. Однако вызванное этим сокращение кредитных программ в первую очередь коснулось крупных залоговых кредитов, предоставляемых на длительный срок,— ипотеки и автокредитов. В сентябре объемы продаж товаров в кредит не менялись: в «Эльдорадо» на уровне 27% от оборота, в «Техносиле» — 23—25%, в «М. Видео» — 15%. В октябре сокращение дошло и до кредитов в торговых сетях.
Эксперты уверены, что в ближайшее время банки еще больше сократят объемы кредитования в точках продаж. «Это самый рискованный вид кредитования, необходимый банку для удержания позиций в период роста рынка и высокой конкуренции,— считает аналитик банка «Траст» Евгений Надоршин.— Сейчас спрос на кредиты высокий, а предложение сокращается, банкам выгоднее выдавать кредиты в собственных офисах, сократив расходы на продвижение кредитов в магазинах». По словам господина Надоршина, сейчас банки в первую очередь заинтересованы в поддержании собственной ликвидности, а не в увеличении кредитных портфелей. С ним согласна и старший аналитик Альфа-банка Наталия Орлова. По ее прогнозам, сокращение розничного кредитования скажется на динамике объемов продаж, поскольку 30% потребления финансируется за счет кредитов.
Елена ПАШУТИНСКАЯ