Корреспондент «КП» прошел курсы по взысканию долгов и устроился на стажировку в коллекторское агентство. Его работа заключается в том, чтобы организовывать телефонные атаки на должников. Одна из них жалуется на то, что в кризис лишилась работы и не может заплатить прямо сейчас…
— Не надо входить в положение должника, — учил меня мой куратор в коллекторском агентстве Константин Ильич. — Все начинающие на этом попадаются. Потому что все эти бабы сопли распускать мастерицы. У одной семья, другого с работы уволили. Нас это все не волнует. Да хоть третья мировая начнись, но мы должны добиться, чтобы должник отдал банку денег. Знаешь, в Америке тоже было полно умников, которые кредиты брать были горазды. Вот
— Ну банки тоже молодцы. Они чем думали, когда кредит давали? Они анкету ее хоть проверяли?
— Слушай, это бизнес. Они ей деньги не силком впаривали. Не хочешь — не бери, какие проблемы?
Получается, что и наркодилеры не виноваты в том, что у нас тысячная армия наркоманов в стране. Не хочешь — не покупай, какие проблемы? И продавцы человеческих органов тоже — честные бизнесмены. Они ведь просто отвечают на спрос. Выполняют, можно сказать, социальную функцию. Нет, в этой циничной логике все-таки есть
Свидание с коллектором
На мой стол ложится анкета с прикрепленной скрепкой фотографией беззаботного юноши. В фас и в профиль. Я почувствовал себя несостоявшимся агентом ФБР.
Итак, знакомьтесь: Василий Прохоров, 23 года, студент «менделеевки», не работает. Взял в банке «Домашний кредит» деньги на навороченный ноутбук — аж 85 тысяч. Банк готов заплатить нашему агентству 25 тысяч, если мы выбьем денежки.
К слову, коллекторское агентство, в котором я работал, долги не выкупает. Мы работаем за процент: если заставим должника вернуть кредит, получим свой гонорар.
— Абонент не отвечает или временно недоступен. — Металлический женский голос сообщает мне, что дозвониться до Васи не удастся.
Ничего, пойдем другим путем. Залезаю на сайт контактов одноклассников и однокурсников. Сличаю фото — да, тот самый Вася!
Регистрируюсь на сайте под женским именем, знакомлюсь с горе-должником. Через пару часов переписки назначаю свидание. На 20.00 в популярном кафе в центре Москвы.
Об успехе докладываю начальству:
— А можно я посмотрю, как выездная группа работает?
— Ну ладно, смотри только чтобы был тише воды, ниже травы!
Вечером в кафе полно народу. Вася приходит заранее — без пятнадцати восемь. В руках у него розочка.
Хорошо одетый студент, элегантно небритый, в очках в дорогой оправе. Совсем он не похож на человека, который не возвращает долги.
Вслед за Васей в заведение заходят двое крепко сложенных мужчин. Уверенной и спокойной походкой подходят к столику горе-ловеласа, садятся.
— Добрый вечер, господин Прохоров. Мы бы хотели с вами поговорить кое о чем.
— А вы кто, собственно? Ребята, не до вас, если честно! У меня встреча важная.
— Мы представляем коллекторское агентство. Банк «Домашний кредит» поручил нам напомнить вам о ноутбуке, который вы купили полгода назад. Хорошо работает?
— Как же вы мне надоели! Я полгода назад погасил кредит. У меня есть все документы, я их сто раз уже вашему банку показывал.
Вот так номер! Оказывается, банки могут заказать коллекторам добросовестных заемщиков!
Я думал о нелепости ситуации. Целое шоу разыграли по практически невозможному сценарию. Зачем, для чего? Чтобы узнать, что это банк, имеющий, кстати, не самую лучшую репутацию, ошибся. Я и сам сталкивался с такой ситуацией — клерк из тех, кого сейчас пачками увольняют, не туда положил бумажку,
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Наталья БОРЗОВА, замдиректора компании «Финэкспертиза»: «С банком надо договариваться»
— Теперь, в условиях кризиса, сократятся программы потребительского кредитования. Банки, кредитующие потребителей, будут обращать внимание на
Что касается ситуации, когда человек остался без работы и с непогашенной задолженностью на руках, то мне кажется, надо немедленно договариваться с банком. Банк — это живой организм, он хочет деньги назад получить, а не жизнь человеку испортить. Поэтому он вполне может продлить срок кредита или предоставить отсрочку по платежам на время поиска новой работы. Банку, между прочим, это гораздо проще, чем обращаться к коллекторам и терять деньги.
Андрей ЛАВРОВ