Кризис собьет цены на иномарки

Дата публикации: 18.12.2008 13:28 Обновлено: 18.12.2008 13:30
3 334
Время прочтения: 4 минуты

Резкий спад продаж новых автомобилей в последние три месяца заставит автопроизводителей пересматривать свою ценовую политику. В 2009 году средняя цена проданной иномарки может снизиться с нынешних 22,8 тыс. до 20 тыс.

Об этом заявил вчера на Международной автомобильной конференции известный эксперт авторынка из компании PricewaterhouseCoopers Стенли Рут. Однако часть экспертов считают, что снижение средней цены может быть более глубоким и основной спрос будет сосредоточен в районе 14—15 тыс. долл.

«В октябре 2008 года впервые за последнее время наблюдалось снижение продаж автомобилей в России по отношению к 2007 году — минус 3%, при этом в ноябре падение продолжилось — минус 11%, — отметил Стенли Рут. — Прогнозировать, каково будет падение продаж в 2009 году, очень сложно, но примерно можно сказать, что при оптимистическом сценарии оно составит 15%, а при пессимистическом — 45%».

Напомним, что в прошлом году в стране в общей сложности было продано около 2,8 млн. автомобилей. Эта цифра включает все легковые машины, как произведенные внутри страны, так и ввезенные из-за рубежа, в том числе и подержанные. По итогам 2008 года ситуация сильно не изменится, даже несмотря на падение продаж в четвертом квартале, зато их снижение в будущем году ожидается довольно существенное.

Столь резкое падение продаж на российском рынке эксперты объясняют снижением возможностей банков по автокредитованию. Еще в первом полугодии за счет кредитов было куплено почти 50% всех автомобилей, однако сейчас ситуация изменилась. Как пояснил вчера глава департамента по внешним связям компании «Автофрамос» Федор Матвеев, «если всего три-четыре месяца назад четверо из пяти потенциальных покупателей, обратившихся за автокредитами, их благополучно получали, то сегодня одобрение на выдачу средств для покупки автомобиля получает лишь один из пяти». «Разумеется, мы заинтересованы в том, чтобы увеличивать рост продаж наших машин, но бесплатно отдавать их тоже не можем, — пояснил представитель концерна. — В результате из-за кризисной ситуации, сложившейся на рынке, с 12 декабря мы вынуждены были остановить выпуск Renault-Logan в Москве».

При этом существенно повысились и кредитные ставки. Как отметил в докладе на вчерашней конференции директор российского отделения международной консалтинговой компании A. T. Kearney Евгений Богданов, процентные ставки по автокредитам в среднем выросли с 9% в долларах и 12% в рублях в июне до 11% и 16% соответственно в декабре. В этих условиях многие автопроизводители в четвертом квартале начали снижать цены на свою продукцию, для того чтобы поддержать продажи. Например, среднее снижение на такие марки, как Chevrolet Spark, Citroen C4, Ford C-Max, Nissan Tiida, составило от 4 до 6%, или 20—30 тыс. руб. При этом скидки не включают в себя подарков в виде дополнительных опций и аксессуаров, предлагаемых дилерами.

Однако и это далеко не предел. Например, Стенли Рут полагает, что «в 2009 году средняя цена на автомобили снизится до 20 тысяч долларов, в то время как в первом полугодии 2008 года она составляла 22,8 тысячи долларов». Многие эксперты автомобильного рынка считают, что основной спрос на автомобили сместится в России в сторону еще более дешевых моделей и средняя цена продаваемой иномарки в 2009 году скорее всего опустится до 12—14 тыс. долл. Именно такой уровень цен, по их мнению, может стимулировать потребителя к покупке первого нового автомобиля или замене старого.

«Платежеспособный спрос сокращается, это уже очевидно всем, так что и предпочтения потенциальных покупателей будут смещаться в сторону более низкого ценового сегмента, — отметил в беседе с «НГ» аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. — Это доказывают даже простые подсчеты: совсем недавно средняя зарплата по Москве была на уровне в 1,5—2 тысячи долларов в месяц, принимая во внимание практически повсеместное 30-процентное ее сокращение, выходим на среднюю отметку в 1—1,4 тысячи долларов. Учитывая, что на машину, если платить за нее сразу, а не в кредит, условный гражданин копит в среднем два года, выходим на ценовой уровень в 13—14 тысяч долларов». Именно модели, входящие в этот сегмент, и будут наиболее востребованы в ближайшие месяцы, а может, и годы. Так что и производителям придется этот фактор учитывать, тем более что цены на металл, например, за последние месяцы также серьезно снизились. «Хотя прогнозировать уровень цен на автомобили очень сложно, — признается эксперт. — Предпочтения и возможности населения — это одно, но и у производителей не такой большой резерв для снижения. В первую очередь начнут дешеветь, причем серьезно, те модели, которые уже есть на складе. Например, в США сейчас отдают две машины по цене одной». По мнению аналитика, очень показательным станет начало 2009 года — январь-март. Тогда можно будет уже более точно сказать, каковы глубина падения рынка и снижение доходов населения.

Сергей КУЛИКОВ

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме