Традиционная модель поведения потребителя предполагала накопление денег на старость и на черный день. Человек годами копил деньги на недвижимость, а его сбережения тем временем работали в промышленности. До 90-х годов прошлого столетия банки в основном превращали розничные депозиты в корпоративные кредиты: население сберегало, а финансовые организации сбережения аккумулировали и трансформировали в инвестиции.
Почему объем розничных кредитов оставался меньше, чем объем вкладов? Ставки розничного кредита традиционно значительно превосходили ставки корпоративного кредита
Финансовый переворот
Революция в финансах изменила модель поведения потребителя: вместо того чтобы копить на недвижимость, любой человек уже в молодости мог получить жилье с помощью ипотеки. Целые нации стали жить в кредит.
Это стало возможно
Пузырь розничного кредита способствовал экономическому росту, но еще более — росту кредитных рисков. Бум американской субстандартной ипотеки заложил мину под мировыми финансами, взорвавшуюся в 2007 году.
За чей счет банкет?
Если все живут в кредит, кто дает взаймы? Бедные одалживали богатым: развивающийся мир кредитовал развитые страны. Однако и в развивающихся странах, в том числе и в России, перед кризисом рост розничных кредитов существенно опережал рост вкладов.
Но россиянам повезло: они не успели на кредитный экспресс.
Более того, кризис привел к сокращению розничного кредита и после ряда колебаний — к росту вкладов. Произошел структурный переход: если до кризиса российский банковский сектор был сфокусирован на розничном кредите, то в настоящее внимание банков переместилось на рынок вкладов. Об этом свидетельствует и изменение рекламной политики: до кризиса банки агрессивно рекламировали кредиты, в настоящее время — вклады.
Перспективы
Вероятно, после завершения кризиса возобновится процесс превращения населения из нетто-кредитора в нетто-должника — и в России, и в других развивающихся странах. Эта тенденция может вновь вызвать коллапс мировых финансов. Возможно, основным источником длинных денег станут не вклады населения, а короткие деньги — остатки на счетах клиентов и краткосрочные депозиты. Также сохранится возможность географического арбитража — перетекания денег из стран с низкими процентными ставками в страны с высокими процентными ставками (так называемый carry trade).
Полагаю, что регуляторам придется активно вмешиваться в процессы, ведущие к образованию пузырей, и своевременно охлаждать перегретые рынки мерами кредитно-денежной и фискальной политики, не дожидаясь очередного взрыва на финансовом рынке.