Как найти свое место в океане фондового рынка

Дата публикации: 02.11.2009 00:00
4 979
Время прочтения: 3 минуты
Автор
Максим Осадчий, начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Максим Осадчий начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Источник
Banki.ru

Флора и фауна фондового рынка такова: планктон и рыбная мелочь — частные инвесторы; киты и большие нехищные рыбы — фонды и управляющие компании; акулы и другие хищные рыбы — инвестбанки и инвестиционные компании. Эти разновидности игроков радикально различаются по поведению. Наиболее активные и влиятельные игроки на рынке — инвестбанки. Они воздействуют на рынок с помощью аналитиков, изобретают и внедряют новые инструменты (например свопы), злоупотребляют инсайдом. Фонды воздействуют на рынок «пассивно» — покупают и продают огромные объемы активов и создают тем самым «большие волны». На этих волнах можно кататься, если знать их источники и прогнозировать направление их движения.

В каких-то сегментах рынка могут доминировать определенные группы игроков. Поведение рынка, где резвится мелочь, отличается от поведения рынка китов или акул.

Итак, как же частному инвестору выжить и преуспеть в этом море? Во-первых, не превращаться в планктон, который неосмысленно покупает или продает активы. Мелкая рыба безопасно плавает в нишах, куда не заплывают большие хищники. Такими нишами могут быть рынки акций относительно небольших предприятий, остающихся за пределами пристального внимания крупных игроков. Частный игрок может тщательно изучить то или иное предприятие и активно его мониторить, извлекая прибыль из полученной информации.

На рынке можно с высокой вероятностью преуспеть только при наличии конкурентных преимуществ (разумеется, даже абсолютно дремучий инвестор может вложить свои деньги в активы, которые «выстрелят»). В случае торговли ценными бумагами основными конкурентными преимуществами, помимо наличия финансовых ресурсов, являются, во-первых, доступ к информации и, во-вторых, скорость и качество ее обработки. Соответственно, необходимо стремиться к тому, чтобы обеспечить себе конкурентное преимущество в обоих направлениях. Частный инвестор может получить такое преимущество лишь в очень ограниченном круге активов. Ведь и доступ к актуальной и адекватной информации дорог, а часто дороги и методы ее обработки. Следует также понимать, что такие активы могут оказаться низколиквидными. Поэтому должен быть найден баланс между конкурентными преимуществами инвестора и ликвидностью выбранных активов. Эта логика показывает, что рядовому частному инвестору без глубоких макроэкономических и финансовых познаний нечего делать на рынке основных валют — там резвится огромное число акул, таких как Сорос. Но если вы имеете возможность получать актуальную статистику какой-либо страны раньше и в большем объеме, чем рынок, то у вас есть хорошая база для спекуляции валютой этой страны.

Существует понятие «эффективности цены». Оно означает, что вся доступная рынку информация содержится в цене. Однако есть важный нюанс: при переходе к малым временным периодам цена утрачивает свойство эффективности из-за неоднородной микроструктуры рынка. Проще говоря, не до всех одновременно доходит информация, существенная для того или иного актива, и не все одновременно успевают полученную информацию обрабатывать. Чем меньше на рынке акул, тем «тупее» рынок.

Чем ближе игрок к источнику информации, тем выше его прибыль. Самый жирный кусок достается тем, кто создает информацию. Например, те, кто направляет банды в Нигерии взорвать нефтепровод, заблаговременно покупают нефтяные фьючерсы и колл-опционы. За «ньюсмейкерами» следуют инсайдеры, получающие информацию раньше рынка. Но на этом «пищевая цепочка» не кончается: далее информацию получают самые активные игроки — ведь далеко не у всех стоят терминалы Блумберга и Рейтера.

Кроме того, даже если информация дошла до большинства активных участников и была обработана, то и тогда возможна неадекватная реакция из-за различных несовершенств рынка. Например, открытие коротких позиций может быть затруднено по сравнению с открытием длинных позиций из-за каких-либо, скажем, институциональных причин. В этом случае рынок слабее реагирует на негативные новости, чем на позитивные.

Несовершенствами рынка можно пользоваться. Так, не реализованная в цене негативная информация накапливается и реализуется в «момент истины» — в виде резкого падения цены актива. Поэтому при достаточном объеме не реализованной в цене негативной информации даже мелкий инвестор может выиграть: в этом случае, например, целесообразно создавать спреды — шортить этот актив и открывать длинную позицию, скажем, по комбинации акций из соответствующей отрасли. Это только один пример, в реальности таких стандартных тактических действий довольно много.

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме