Как недавно сообщило издание «Маркер», Ассоциация российских банков обратилась в Центробанк с просьбой рассмотреть вопрос о том, насколько необходимы указания, рекомендации, запросы и прочие документы, приходящие из различных государственных органов. Банки уже стонут
Финансовые организации вынуждены рассматривать каждое такое письмо, проводить работу в соответствии с содержащимися в нем указаниями или просьбами, а потом — отправлять ответ. И вся эта переписка ведется в бумажной форме. Письма печатаются, конверты подписываются, почтальоны доставляют. Все как положено. Эту переписку обслуживают тысячи сотрудников. Они получают зарплату, занимают кабинеты, используют компьютерную технику, которая тоже стоит денег. В целом, по подсчетам АРБ, обслуживание переписки с государством обходится банкам в миллионы долларов каждый год. Мне кажется, банки немного скромничают: скорее всего, если учесть все расходы, речь идет о десятках миллионов.
Откуда берутся эти деньги? Легко догадаться, что из карманов клиентов. Конечно, даже 100 тыс. конвертов в год, зарплаты нескольких сотрудников и аренда сотни квадратных метров кабинетов не смертельны для финансовых организаций. Но это — тоже деньги, и они тратятся по большей части совершенно бессмысленно. Если направить соответствующие средства хотя бы на оплату учебы сотрудников, это уже было бы полезнее.
Сократить издержки банков на бумагооборот можно двумя способами: уменьшением самого оборота и повышением его эффективности. Первый вариант вряд ли возможен — чиновник ни за что не покажет, что занимается бесполезным делом. Но если вся эта переписка так уж необходима, то ее можно по крайней мере перевести в электронный вид. Цифровые подписи и шифрование трафика в современной жизни — вещи совершенно обыденные. Все это давно придумано, реализовано и внедрено в тысячах организаций. Почему именно банкиры должны по старинке печатать письма на бумаге и гонять курьеров на почту — совершенно непонятно. Электронная переписка намного дешевле, быстрее и эффективнее бумажной, это пора признать даже чиновникам.
Правда, в этом случае возникает другая проблема. Еще ни один масштабный государственный «электронный» проект в России не был доведен до конца — по крайней мере, ни один не был исполнен вовремя, качественно и за «вменяемые» деньги. Все, вероятно, помнят, как вводилась в строй система ЕГАИС, едва не обрушившая весь алкогольный рынок России. Крайне плохо сработали подрядчики по программе компьютеризации и интернетизации школ: поставляемый софт пришлось отзывать и заменять, а непродуманность финансирования привела к тому, что многие школьные сети оказались отключены от Интернета за неуплату. Детский портал, «разработанный» за полмиллиона долларов, в первое время фактически не работал, так как к моменту торжественного открытия был просто не готов. Сейчас же при небольшом умении (а детям этого умения не занимать) на «защищенном» специализированном портале можно найти ссылки на порнографию. Регистрация же на интернет-портале госуслуг — «бумажная» (по «физической» почте), хоть в это и трудно поверить. Продолжать?
Даже не хочется представлять, в какой ад превратился бы процесс перехода на новую электронную систему общения банка с государством. И к какому количеству проблем это привело бы — и для самих банков, и для их клиентов. И во сколько миллиардов эта поделка обошлась бы. Так что, может быть, ну его, этот прогресс? Отправить курьера на почту —