Вы помните те времена, когда с карты снимали слипы? Процесс оплаты покупки в магазине тогда занимал не одну минуту. Теперь же это считаные секунды. И быстрее, в общем-то, мне уже и не надо. Все равно очередь тормозится не из-за нерасторопности кассира, проводящего оплату по карте, а из-за судорожного, но все равно медленного утрамбовывания покупок в пакеты. Кстати, правильное решение приняли в «Азбуке вкуса», приставив к кассе по сотруднику, упаковывающему товары, пока вы роетесь в своем бумажнике. Но такая роскошь остальным ретейлерам, видимо, не по карману или же просто никто до этого не додумался.

Зато платежные системы уверенно продвигают идею бесконтактной оплаты картами. И главным ее преимуществом по-прежнему называют скорость. Она еще быстрее стандартной трансакции. Согласно презентации MasterCard, это всего 12 секунд в отличие от привычных 26 секунд. Карты с PayPass и PayWave могут действительно ускорить передвижение жителей мегаполиса, если будут использованы в метро и городском наземном транспорте. Но, чует мое журналистское сердце, в московское метро эта технология придет еще не скоро…

Я с завидной регулярностью получаю пресс-релизы от MasterCard и намного реже от Visa, рапортующие о подключении новых магазинов, заправок и других точек к бесконтактной технологии. Я даже сознательно дважды пыталась воспользоваться данным преимуществом. Но оба раза вышло курьезно. На той неделе, например, я пыталась, опаздывая, купить билет в терминале «Аэроэкспресса» в Шереметьево. Терминал как-то, надо сказать, долго соображал, с чем имеет дело. Каждый шаг довольно долго обрабатывался. Вдобавок меня еще и попросили ввести ПИН-код за операцию в 280 рублей, хотя не должны были. Да и чек-квитанция больше напоминал простыню, чем обычный билет (он оказался больше его раза в два с половиной). Короче, пока я бесконтактно и «мгновенно» покупала билет, моя коллега дождалась, пока перед ней закончит операцию по покупке за наличные другой пассажир, и купила билет сама. Опыт покупки кофе в «Старбаксе» был лучше: операция прошла быстро, ПИН-кода не требовали, зато обещанной в рекламе печеньки за бесконтактную оплату не досталось.

Рано или поздно MasterCard и Visa, конечно, запустят бесконтактный сервис на полную катушку. И, возможно, со временем прокатка карты по терминалу будет тоже смотреться так же дико, как слипы сегодня. Но пока большинство банков в этом вопросе выбрало выжидательную позицию: карты с PayPass или PayWave дороже обычных в среднем на доллар, а инфраструктуры по их бесконтактному приему все равно практически нет. Потребителю тоже все равно.

Нужна бесконтактная сеть сегодня, по сути, только платежным системам, напуганным бурным развитием мобильной коммерции во всем мире. Со счета мобильного телефона сегодня уже можно оплатить кучу товаров, банковская карта при этом не нужна. Предполагается, что в недалеком будущем мы будем делать все свои покупки бесконтактно при помощи мобильного телефона, который у нас всегда с собой. Особо смелые футуристы даже полагают, что со временем карты как привычный кусок пластика вовсе прекратят свое существование. И решение платежных систем встроиться в этот процесс на ранних стадиях стратегически очень правильное. Тем более что время пока есть. По мнению Gatner, прорыв в NFC-продвижении ожидается не раньше 2016 года, а по мнению Forrester Research — и вовсе к 2022-му. Количество смартфонов, поддерживающих данную технологию, пока очень невелико. Из 6,5 млрд мобильных телефонов только в 100 млн встроены бесконтактные чипы NFC. Да и iPhone 5, к удивлению многих поклонников бесконтактных новинок, вышел без NFC-чипа. Что ж, подождем шестой.

Впрочем, кто не хочет, тот ищет причины, а кто хочет — ищет средства. Из последних — украинский ПриватБанк, продвигающий на рынке бесконтактную технологию под названием «убийца NFC»: покупка товаров при помощи распознавания QR-кодов. ПриватБанк даже установил несколько сотен бескарточных банкоматов, считывающих QR-код с экрана смартфона. Главное достоинство «убийцы NFC» — дешевизна. На прошлой неделе украинский банк с гордостью демонстрировал российским коллегам видеоролик про девушку, покупающую кофе с помощью смартфона. Но, на мой взгляд, лучше бы он его не показывал. Провести такую операцию, конечно, можно, но сложно и долго: в процессе оплаты несколько раз тыкать пальчиком в смартфон пришлось и девушке, и продавцу. Да и без консультанта тут не обойтись. Так что, несмотря на все угрозы со cтороны украинcких банков, за будущее NFC я спокойна.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции