Фонд «Общественное мнение» изучил ситуацию с инвестиционной грамотностью и отношением к инвестициям в России. Результаты опроса весьма интересны. В принципе, и без всяких социологов понятно, что с инвестициями ситуация у нас как минимум печальная, но цифры помогают измерить эту печаль и подсказать заинтересованным людям, где можно искать новые возможности для продвижения фондового рынка.

Судя по ответам респондентов, ключевой фактор в инвестициях для них — надежность, то есть возможность полностью вернуть вложенные средства. Доходность хоть и важна, но стоит далеко не на первых местах в списке приоритетов.

Второй важный фактор — краткосрочность вложений. 40% опрошенных имеют горизонт планирования в пределах двух лет, из них половина ограничивает себя сроком от полугода до года, и лишь 20% готовы рассматривать варианты инвестиций длительностью от трех лет. Оставшиеся 40%, видимо, не в состоянии ответить на этот вопрос, что тоже говорит о многом.

Наконец, третий фактор — конкретная потребительская цель инвестиций. Имеется в виду, что большинство респондентов рассматривают вложения как шаг к покупке квартиры, машины, мебели или используют их для ремонта жилья.

Отдельно стоит заметить, что люди очень не любят ПИФы, к этому инструменту доверие даже меньше, чем к акциям и намного меньше, чем к банковским вкладам. Кроме того, отвечая на вопросы: «Во что бы вы вложились?» и «Что такое надежные вложения?», потенциальные инвесторы называют в первую очередь банковские вклады, далее с большим отрывом — золото и наличные деньги. Это тоже можно использовать.

Инвестиционным компаниям и банкам стоит задуматься о создании новых инструментов, удовлетворяющих всем этим условиям. Что это может быть? Очевидно, что с технологической точки зрения это комплексные продукты с ограничением потерь, возможно, гарантированно безубыточные. «Срок жизни» такого продукта не может превышать двух лет (а лучше меньше), при этом называться он должен «вклад» или «акции», но ни в коем случае не «паи фонда». Желательно, чтобы такой продукт был максимально ликвиден для клиента, то есть чтобы его можно было быстро и без потерь продать.

Безубыточные комплексные продукты — штука уже неплохо известная в среде активных инвесторов и достаточно несложная в плане дизайна и изготовления с точки зрения инвесткомпании. Сроки в целом тоже вполне разумны. Сложность заключается в обеспечении ликвидности и в возможности назвать такой продукт словом «вклад».

Требуемая конструкция сильно напоминает банковский сберегательный сертификат с переменным процентом: такую бумагу на предъявителя легко купить и продать, в том числе и в частном порядке, без необходимости «сдавать» ее в выпустившую компанию. Но сберегательные (депозитные) сертификаты — продукт исключительно банковский, инвесткомпании их выпускать не могут. С другой стороны, в крупных инвестгруппах обязательно есть свой банк, который, наверное, мог бы сконструировать и выпустить ценную бумагу с учетом (по возможности) изложенных выше требований.

Интересен момент с потребительской целью. Лишь небольшая доля потенциальных инвесторов рассматривает свои вложения как «деньги на черный день» или что-то подобное. Большинство видит перед собой квартиру, машину или ремонт той же квартиры и копит деньги для достижения этой цели. Это может стать, с одной стороны, хорошей маркетинговой возможностью (образ будущей покупки используется в рекламе), а с другой — вполне реальным инвестиционным продуктом.

Например, инвестор вкладывает достаточно крупные средства на год в продукт, доходность которого равна изменению индекса стоимости жилья в данном регионе плюс два-три процентных пункта. Получив деньги с прибылью, инвестор может не только купить намеченную квартиру, но и частично обставить ее мебелью на «дополнительные» проценты. Более простой для инвесткомпании вариант — комплексный продукт на полгода или год, его стоимость равна стоимости намеченного инвестором к покупке автомобиля, а возможная доходность позволит клиенту заказать при покупке машины дополнительные опции.

Очевидно, что подобные нестандартные предложения должны быть тщательно проработаны юристами инвесткомпаний и банков — российские законы не отличаются гибкостью в этом плане, и уложить в них фантазию маркетологов часто бывает весьма сложно. Но если компании хотят привлечь массового клиента, им придется идти этому клиенту навстречу, а не ждать, пока он научится торговать акциями.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции