Девальвация войдет в каждый дом и плотоядно заглянет в наши кошельки и холодильники. Даже тем россиянам, которых, согласно опросам социологов, пока не волнует растущий курс доллара, придется начать волноваться. В правительстве признали:
Министерство экономического развития прогнозирует рост цен на продовольственные товары и плодоовощную продукцию в ближайшие месяцы на фоне ослабления курса рубля. «Учитывая, что доля импорта на рынке продовольственных товаров весьма высока, произошедшее в январе ослабление рубля может привести к дальнейшему ускоренному росту цен на продовольственные товары», — говорится в традиционном ежемесячном мониторинге экономической ситуации в стране за январь, подготовленном Минэкономразвития. Этому прогнозу (одному из редких от нашего правительства, который сбудется наверняка) вторит министр финансов Антон Силуанов. По его оценке, ослабление рубля на 10% в 2014 году может добавить к инфляции в России целый процент. Это реально много. С начала года рубль ослабел к бивалютной корзине уже более чем на 8%. И укрепляться явно не торопится. Так что как минимум на 10% за год национальная валюта упадет наверняка. А если Россия наделает еще и внешнеполитических глупостей (опасения, мягко говоря, есть), рубль вообще может начать падать со скоростью гривны.
Все последние годы достаточно высокая инфляция в России отчасти нивелировалась в ощущениях населения сопоставимым с ростом цен увеличением доходов. Но рост реальных доходов, по официальной статистике, уже в прошлом году был вдвое ниже темпов инфляции — 3,3% против 6,6%. По крайней мере в ближайшие два года такая тенденция сохранится, если не усилится: доходы будут скорее падать, чем расти, а инфляция при слабом рубле может оказаться не ниже прошлогодней.
Продовольственная инфляция вместе с повышением тарифов ЖКХ — наиболее ощутимые для наших кошельков виды роста цен. Доля импорта продовольственных товаров в розничной торговле, по разным оценкам, составляет от 34% до 44%. В крупнейших городах России она и вовсе приближается к 80%. В общем, триумфальное шествие девальвации рублям — называйте ее как хотите: плавным переходом к плавающему курсу, отчаянной попыткой пополнить пустеющую казну государства, богом со свечкой, чертом с кочергой, — суть не меняется — по нашим холодильникам практически гарантировано.
Кстати, Центробанк прямо объяснял отказ от валютных интервенций и переход к плавающему курсу желанием снизить инфляцию. Теперь правительство в лице Минэкономразвития наглядно показывает, что желания явно не совпадают с возможностями. Слишком велика доля импорта в российской торговле, чтобы инфляция замедлялась при ослаблении рубля.
Народ тоже потихоньку начинает чувствовать неладное. Согласно обнародованному на днях опросу ВЦИОМ, половина россиян все еще не испытывает беспокойства в связи ростом курса доллара. Однако доля тех, кто беспокоится
Российский Минфин уже оценил вклад 10-процентной девальвации рубля по итогам года в бюджет — это даст примерно 1 трлн рублей дополнительных доходов. Только что мы провели зимнюю Олимпиаду за 1,5 трлн рублей, на очереди чемпионат мира по футболу — 2018, который, по предварительным прикидкам, обойдется не дешевле. В общем, сомнений нет: добытые с помощью девальвации рубля при отсутствии экономического роста (все больше экономистов утверждают, что по итогам 2014 года Россию может ожидать впервые в этом веке абсолютное падение ВВП) будет куда потратить. Ну а мы с вами будем питаться плодами девальвации рубля, которую никто из российских чиновников пока так не называет. Прямо скажем, для населения эти плоды окажутся весьма горьким фруктом. Но, похоже, из нашего рациона в обозримом будущем этот фрукт никак не исключить.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
В.В. Путин, из выступления перед рабочими и служащими завода "УралВагонЗавод" / 03.03.14.
Среди тех, кто отрицает очевидное, автор не упомянул тех комментаторов на banki.ru, которые, привычно примутся опровергать эти факты, закрывать своими ладошками солнце фактов, обвиняя автора в либерализме, в том, что он-де поэт, а потому, мол, ни либералы, ни поэты не могут знать истины. Понятно, что эти комментаторы, как сказал классик, “черпают свои суждения из забытых газет времен Очакова и покорения Крыма”.
В период, когда в стране стремительно заканчиваются реальные деньги, правда, не так быстро, как в Украине, потому, что пока есть что распродавать, автор отметил радость российского Минфина, “который уже оценил вклад 10-процентной девальвации рубля по итогам года в бюджет — это даст примерно 1 трлн рублей дополнительных доходов” при отсутствии экономического роста, прямо из воздуха за счет обнищания и падения жизненного уровня, подавляющего числа соотечественников.
Автор упустил добавить, что подобные социально-экономические процессы неизбежно имеют политическими последствия в виде активизации ультраправых молодчиков национал-социалистического толка, как это все видят в Киеве.
Действие и противодействие.
Снизить инфляцию может только укрепление курса, ослабление ее всегда разгоняет.
Однако, теперь, когда iphone вместо 29 000 станет стоить 37 000, возможно станет меньше желающих их покупать и импорт снизится. А то уже школьникам из родители покупают, причем в провинциях......
Это да... Вот бы еще ненефтяной экспорт вырос...