Премьер Дмитрий Медведев и министр финансов Антон Силуанов оптимистично смотрят на будущее российской экономики. И у них есть для этого основания: в России появился экономический спецназ, способный на настоящие чудеса.
Российские премьер и министр финансов устроили во вторник, 15 апреля, настоящее экономическое шоу, рассказав о состоянии экономики в стране. Оказывается, рост ВВП в I квартале 2014 года составил 1% (даже чуть больше), а по итогам года ожидается «околонулевой» рост этого показателя. Они делали серьезные лица и говорили о различных рисках, связанных с глобальной политической и экономической ситуацией. Премьер даже намекнул на некие «силы», сознательно участвующие в погружении России в кризис. Надо сказать, что, с точки зрения независимого наблюдателя, чиновники выглядели крайне оптимистично.
Российские министры-оптимисты предпочли не заметить, что в том же I квартале потребление электроэнергии в стране снизилось примерно на 2%, а падение этого показателя в марте-2014 по сравнению с мартом прошлого года составило 4,6%, то есть процесс идет с ускорением. Именно потребление электричества обычно используется экономистами для оперативной оценки достоверности данных по ВВП: данные по производству и потреблению энергии подделать довольно сложно, а их динамика обычно соответствует динамике экономики в целом, так как энергоэффективность экономики меняется очень медленно. Понятно, что на потребление электричества влияют и погода, и количество нерабочих дней, и много чего еще. Но вопрос не в точности до десятых долей процента, а скорее в общем направлении движения. Никак не может ВВП расти на 1% при падении потребления энергии на несколько процентов. Явно
Другой фактор, вызывающий вопросы по поводу цифр и прогнозов министров-оптимистов, — инвестиции в основной капитал. За два месяца 2014 года они сократились на 5% по сравнению с тем же периодом 2013 года. Притом что и в прошлом году наблюдалось снижение этого показателя. Рост ВВП, говорите? Ну-ну. Менее важный для экономики, но показательный в качестве «лакмусовой бумажки» фактор — падение инвестиций в коммерческую недвижимость. В I квартале оно превысило 70% (минус 1,8 млрд долларов). Проще говоря, в офисы инвесторы вложили почти в четыре раза меньше денег, чем годом ранее. Вот такая у них вера в светлое будущее.
Впрочем, у правительства есть волшебная палочка, способная исправить все недоразумения. Это Росстат. Так, в начале нынешнего апреля экономисты с удивлением обнаружили, что экономика России, оказывается, весь прошлый год не просто росла, но и ускоряла темпы роста. Росстат пересмотрел свои данные, показывавшие ранее уверенное затухание роста ВВП, сообщив, что на самом деле все было ровно наоборот: в I квартале 2013 года экономика чуть-чуть притормозила, во II квартале ускорилась, в III разогналась, а в IV едва не вышла в космос, достигнув темпов роста аж в 1% по отношению к предыдущему кварталу (без иронии — в нынешней ситуации это очень много). Как так получилось? «Экономическое чудо» — рукотворное, конечно. Просто у патриотического экономического спецназа из Росстата было задание, и он его успешно выполнил.
Заметим, кстати, что чем дальше, тем сложнее будет получать объективную информацию о состоянии экономики в России. Если с Росстатом все ясно уже давно, то как раз на днях власти разъяснили вопрос и с независимой экономикой. Был такой Центр стратегических разработок (ЦСР) — относительно независимая экспертная организация, выдававшая более-менее пристойные отчеты о реальном положении дел в стране, при всех поправках на близость к правительству и прочие понятные в нынешней жизни ограничения. Естественно, власти пытались привести ЦСР к общему знаменателю. Как говорят знающие люди, давление усилилось в последние месяцы, когда решался вопрос о продлении заканчивавшегося контракта с главой ЦСР Михаилом Дмитриевым. Вопрос успешно решили: сначала Дмитриев получил по голове и попал в больницу, потом ему не продлили контракт, а на днях он и вовсе покинул организацию вместе со своей командой.
Так что вслед за министрами будем оптимистичными: если Росстат поднажмет и поднатужится, у экономики есть некоторые шансы в этом году вырасти или, по крайней мере, не слишком сильно упасть. По официальным данным.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
И их сказка сойдет, их яростные защитники режима будут хлопать в ладоши и надувать щеки, точно также как это было перед экономическим банкротством СССР. А как иначе, когда практически нет независимых СМИ?
Интересно, эти "ответственные лица" знают ли упомянутые произведения?
А если ВВП значительно формируется услугами? Юристами и финансистами.
Например, существенная недостоверность банковской отчётности вполне себе становится основанием отзыва лицензии. Степень достоверности не реже одного раза в два года инспектируется на месте. Последние законодательные веяния предполагают уголовное преследование руководства банка за фальсификацию отчётности.
Никаких санкций за предоставление недостоверной статистической отчётности нет. Никаких способов проверить качество её составления на месте, с привлечением первичных документов, нет. В Росстат направляют чушь. Росстат обрабатывает и сводит чушь. Вероятность того, что выводы, сделанные на основе чуши, будут НЕчушью, стремится к нулю.
Какая, сбств, разница, кто анализирует фантазмы Росстата? Или у Центра, не побоюсь этого слова, стратегических разработок есть иные, независимые и качественные источники информации? Откуда?
Почему организация «независимая», если власти страны могут использовать контракт с её главой в целях давления?
«…более-менее пристойные отчеты о реальном положении дел в стране…» - это отчёты, сформированные на тех же росстатовских фантазмах, но с выводами, которые больше устраивают автора?
«Дмитриев получил по голове и попал в больницу» - это на полном серьёзе? Правительству так страшен бред, который несёт одна из миллиона кормушек с мутным финансированием, что оно готово именно так «решать вопросы»? Ну бред же, право слово. Мученики, блин.
Помню как одного кандидата, который впоследствии стал президентом огромной страны «злодеи с моста кидали».
Это значит, что стало слишком много офисов.
В Париже полно пустующих офисов, Вы ж не пишете про плохую французскую экономику.
8.3% офисных площадей Парижа пустуют
Автор собрал кучу разрозненных фактов и сделал типа аналитику.