С 1 июля начинает действовать дифференцированная система страхования вкладов (ССВ). Дифференциация взносов – не панацея от злоупотреблений на рынке вкладов, но, безусловно, шаг в правильном направлении. Эта мера будет дисциплинировать «благонамеренные банки», а также способствовать снижению ставок по вкладам и пополнению фонда обязательного страхования за счет банков, ведущих агрессивную процентную политику на рынке вкладов. Однако «злонамеренные» банки-«пылесосы» не перестанут «хулиганить» на рынке вкладов. Ведь целью таких банков является криминальный вывод активов, и гомеопатическое повышение взносов не остановит их от высасывания денег из карманов населения. Для прекращения деятельности «пылесосов» нужны более радикальные средства – от запрета на привлечение вкладов до отзыва лицензии.
Даже с учетом этого новшества система страхования будет оставаться несправедливой и неэффективной.
Почему несправедливой? Потому что она финансируется преимущественно теми банками, которые не могут быть застрахованы из-за того, что фонд страхования вкладов меньше суммы застрахованных вкладов в этих банках. В конечном итоге, страхование вкладов в прочих банках осуществляется в значительной степени за счет клиентов крупнейших кредитных организаций, в том числе и их вкладчиков. Или за счет налогоплательщиков, если средств в фонде недостаточно. Страхование вкладов в крупнейших банках фиктивно. Преимущественно за счет этих банков осуществляется уже не фиктивное, а вполне реальное страхование вкладов в остальных банках.
Разумная система страхования должна быть справедлива – не должно быть «халявного» страхования за чужой счет. Стоимость страхования вкладов должна быть справедливой – максимально близкой к рыночной стоимости такого страхования. Увы, конкурентного рынка страхования вкладов не существует. Однако существуют ориентиры для страховых премий: на рынке котируются CDS (кредитные дефолтные свопы) некоторых российских банков; облигации многих банков обращаются на рынке, что позволяет оценивать вероятность дефолта этих банков.
Основное проявление несправедливости – застрахованные вкладчики получают гарантированный уровень доходности существенно выше рыночного. Оплачивают этот праздник невиданной щедрости, как уже сказано выше, преимущественно клиенты крупнейших банков и, в случае пополнения фонда за счет кредитов ЦБ, налогоплательщики.
Почему ССВ неэффективна? Банковского кризиса нет, а фонд страхования вкладов оказался на нуле.
Кроме того, ССВ способствует тому, что вкладчики несут деньги в самые ненадежные банки. Возникает известный из теории контрактов эффект «моральной угрозы» (moral hazard) – застрахованные вкладчики теряют осторожность и несут деньги в любой ненадежный банк, лишь бы он предлагал высокие проценты. А со стороны банков возникает эффект «неблагоприятного отбора» (adverse selection) – наименее надежные банки получают наибольший прирост вкладов.
В идеале вкладчики должны нести ответственность за выбор банка. Однако введению ответственности вкладчиков препятствует низкий уровень финансовой грамотности населения. Если ввести 10-процентную франшизу или иные предложенные Германом Грефом ограничения, возобновятся катастрофические набеги вкладчиков на банки, поскольку никто не захочет терять этих 10%. А ведь система страхования вкладов призвана защищать банковскую систему от набегов вкладчиков.
В «осушении» фонда страхования вкладов виноваты в первую очередь не «серийные вкладчики», а «серийные банкиры». Те, которые опустошают банки и переползают в новые. И для того, чтобы решить проблемы фонда, необходимо бороться именно с «серийными банкирами». Борьба с «серийными вкладчиками» будет дестабилизировать банковскую систему.
ССВ, с одной стороны, уменьшает риски банковской системы, снижая вероятность набегов вкладчиков на банки, но, с другой стороны, повышает ее риски, стимулируя развитие «пылесосов».
Кроме того, ССВ несет значительную долю ответственности за высокий уровень процентных ставок по вкладам, который транслируется в высокий уровень кредитных ставок. Банки-«пылесосы» готовы давать максимальные ставки по вкладам. Ведь многие из этих банков вовсе не намерены возвращать вклады, а другие действуют по схеме пирамиды. Добропорядочные банки вынуждены из-за такой недобросовестной конкуренции повышать ставки по вкладам, чтобы не пострадать от оттока вкладов.
Единственным сдерживающим фактором гонки процентных ставок по вкладам являются ограничения ЦБ. Однако эти ограничения не слишком-то эффективны. Многие банки держат ставки по вкладам на уровне существенно выше порогового уровня. Посмотрите, например, рэнкинг по ПСВ (полная стоимость вклада) на сайте bankovedenie.ru.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
и сам же отвечает на него, то он сознательно или по лукавству за «деревьями» не видит леса.
Как известно, можно делать все, что не запрещено законом.
Какой закон запрещает подобную деятельность «серийных» банкиров? А никакой. И наши законодатели это не знают или не хотят знать.
Если честно, то виновата существующая система законотворчества, исполнения законов, «ручного» управления экономикой, (без)деятельность правоохранительных органов и отсутствие в нынешней России инвестиционного климата. Эта среда несостоятельная и дышит на ладан.
В этой искусственной среде «серийные» банкиры продолжают и будут продолжать заниматься своим «бизнесом». Похоже, что это их бизнес-модель.
Короче, полная безнадега или ждемс.
На самом деле сложившаяся плачевная ситуация это прямая вина ЦБ и Минфина, которые все время пытались устранится от реальной работы и занимались всякой глупостью, например устраивали очередную девальвацию, убивали экономическую активность и т.д. Ситуация с ССВ абсолютно такая же как из пенсионкой, комуналкой, монетизацией льгот и т.д.
Да реформы нужны, только реформировать надо не ССВ сначала, а первопричину, т.е. ЦБ
Запоздавший лет на двенадцать.
Абсолютно голословное утверждение, основанное на хотелках автора.
Шулерский приём. Фонд страхования оказался на нуле потому что его расходование обеспечило предотвращение развития банковского кризиса по апокалиптическому сценарию.
Предотвратить деятельность пылесосов невообразимо проще, чем остановить отток средств населения из банковской системы. Это несравнимые вещи. Автор просто никогда не работал в банке в период "набега вкладчиков". Эффект толпы страшен. А уж в случае общенациональных масштабов...
Увлекшись околополитическими эмпиреями, автор подзабыл (если когда-нибудь знал) действующее законодательство и нормативку ЦБ. "Переползти" из банка, который загнулся под твоим чутким руководством - нельзя. Существуют требования к деловой репутации, соответствующий процесс согласования в ЦБ и прочие прелести надзора. Так что "переползание" - не более, чем громкая фраза.
Прежде чем использовать термин "либерал" и кидаться тупыми клише из зомбоящика, неплохо бы открыть словарь и посмотреть что такое "либерализм".