Bail-in: путь в никуда?

Дата публикации: 15.02.2016 00:01
8 426
Время прочтения: 4 минуты

На мой взгляд, инструмент bail-in, о котором в последнее время стали говорить российские монетарные власти, пока плохо проверенный и может оказаться не очень эффективным для оздоровления проблемных банков.

Большинство банков в нашей стране имеют узкий круг контролирующих акционеров. Это, как правило, один, два или три собственника. Более того, зачастую формально акционеров три, а фактически – один. В случае банкротства, несостоятельности кредитной организации понятно, что владельцы от участия в управлении банком в любом случае должны быть отстранены. Должны появиться новые акционеры. Этими новыми акционерами, по замыслу авторов идеи внедрения bail-in в России, должны стать держатели крупных депозитов.

Полагаю, что это будет не один и не два акционера – их будет значительно больше. Таким образом, у банка не останется контролирующих собственников. Будет некий набор владельцев, имеющих относительно ограниченные доли. Причем эти люди не из банковского бизнеса, у них иные бизнес-интересы. Они могут заниматься каким-либо бизнесом или просто иметь большую сумму денег, размещать их в банках как рантье.

И вот в такой критической ситуации они должны начать управлять банком. То есть создать совет директоров, избрать менеджмент, контролировать его. Есть большие сомнения в том, что подобные проекты окажутся состоятельными. Новый банк с новыми акционерами будет очень уязвим. И, скорее всего, в итоге все равно окажется банкротом.

Допускаю, что владельцы крупных депозитов в состоянии сформировать совет директоров и нанять профессиональный менеджмент. Однако в российских условиях, по сути, не было подобного опыта. По какой причине сегодня большинство банков контролируется небольшой группой владельцев? Почему они не меняют структуру собственности? Проблема в том, что российский банковский бизнес сейчас малорентабелен. И большинству «сторонних» предпринимателей он не интересен.

Если власти все-таки попытаются внедрить этот механизм, то в принципе для России, где банковский сектор находится в состоянии определенного кризиса, можно смоделировать дальнейшее развитие событий. Как должны мыслить владельцы крупного депозита, зная о риске его стрижки? Если это не полный инсайдер, он, скорее всего, чтобы избежать этого риска, переведет деньги – либо в иностранный банк с высоким рейтингом, либо в государственный.

Bail-in – это механизм, который с точки зрения поддержки банковской системы своей эффективности в мире пока не доказал. Возможно, его использование каким-то образом сэкономит средства, которые необходимы банку в критической ситуации. На практике известен лишь один заметный пример – Bank of Cyprus. А в США и ЕС, хотя это косвенно предусмотрено законодательством, такой механизм вообще не использовался. Законодательство позволяет, но тропинку никто не протоптал.

В России ситуация отягощена еще и тем, что банковский сектор не является однородным с точки зрения акционерного владения капиталом. В нашей стране высокая доля государства в капитале банковской системы – крупнейшие банки принадлежат государству. В условиях экономического кризиса осуществление программы ликвидации несостоятельных банков на основе «стрижки» депозитов может подтолкнуть вкладчиков к переходу в госбанки: там депозиты не «подстригут» в любом случае. За одним исключением. В законодательство теоретически может быть введена норма о том, что если государство как акционер примет решение об увеличении капитала государственного банка за счет средств налогоплательщиков или ЦБ, то владельцы крупных депозитов этого банка также будут обязаны поучаствовать в пополнении капитала своими депозитами. Если же этого не сделать и не приватизировать полностью государственные банки до введения законодательной нормы «стрижки» депозитов, процесс дальнейшего увеличения доли государственных банков на рынке не только продолжится, но и ускорится вплоть до формирования советской банковской системы. Тогда в России останутся ЦБ и несколько государственных банков.

Таким образом, введение нормы «стрижки» депозитов должно быть увязано с мерами по созданию эквивалентных условий для вкладчиков всех банков, независимо от структуры акционерного капитала – либо с полной приватизацией государственных банков (за исключением ВЭБа) и распространением на них этой нормы, либо с введением нормы «стрижки» депозитов и для вкладчиков государственных банков. В противном случае от этого проекта следовало бы отказаться, учитывая все вышеизложенные негативные последствия.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

9066496087
15.02.2016 09:29
На мой взгляд, инструмент bail-in, о котором в последнее время стали говорить
российские монетарные власти, пока плохо проверенный и может оказаться не
очень эффективным для оздоровления проблемных банков.


Читать материал полностью »

"В случае банкротства ... владельцы от участия в управлении банком ... должны быть отстранены. Должны появиться новые акционеры. Этими новыми акционерами ... должны стать держатели крупных депозитов."
-------------------------------------------------------------------------------------
Вот и главная цель - найти зицпредседателей Фунтов для каждого банка!
1

Gagarin68
15.02.2016 10:55
вот умный мужик Вьюгин, сразу видно, но банк сделать прибыльным у него не получается. Выходит учить и работать разные вещи. До Грефа не дотягивает, но на совещания всякие ходит и ходит..
0

karinin
15.02.2016 13:42
Это "пить боржоми ,когда почки отвалились". Нужно заниматься больше профилактикой ,чтобы не доводить банки до банкротства, а если случилось ,то выявлять и наказывать виновников . Иногда они и среди владельцев крупных депозитов. ЦБ до Набиуллиной контролем банков занимался из рук вон плохо . Нельзя исключать и сговора "контролёров" ЦБ с менеджментом банков или с владельцами. Возможно ,следует подумать о расширение прав владелцев депозитов в контроле деятельности органов управления банков - Наблюдательного совета и Правления,которые иногда действуют в сговоре : Правление формирует (предлагает) Набсовет и размер вознаграждений его членам, а Наб.совет самоустраняется от контроля деятельности Правления . А ревизионная комиссия -"фиговый листок".
0

copoc
15.02.2016 15:43
Так смысл то в том,что бы не решить проблему,а свалить на богатеньких вкладчиков/клиентов и ничего не платить ,если вдруг на фоне поднятия ставок ФРС система посыпится.Денег то на всех внезапно пострадавших не хватит у Родины))
Мало вам примера по Сберу 90-х годов или истории с ГКО?
Виноватые поднимутся,новые примут чистую систему,рты плебса заткнут обещаниями и караван пойдет дальше...
Занавес
0

kostickmsk
15.02.2016 16:47
Помнится я потерял 16000 рублей на акциях МДМ Банка, они просто отказались платить по префам, пришлось продавать с убытками... Такое только в нашей стране возможно - выпустить привилегированные акции с гарантированной по Уставу доходностью, впарить их лохам и не платить по ним... Когда депозиты привлекают хоть проценты платят, а тут такое вот ноу-хау от МДМ Банка...
3

Материалы по теме