Две серии длинных выходных в связи с 23 Февраля и 8 Марта породили в России вполне естественную для страны, переживающей глубокий экономический кризис с отягчающими внеэкономическими осложнениями, дискуссию. Не слишком ли много мы отдыхаем? И не является ли сокращение количества нерабочих дней эффективной антикризисной мерой?
Тон дискуссии задал известный российский экономист, директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. По его оценкам, из-за большого количества праздничных дней российская экономика ежегодно теряет до 1,1 трлн рублей. Любопытно, что точно такую же оценку в рублях — 1,1–1,3 трлн — в октябре 2014 года давал нашим потерям от международных санкций другой известный экономист, бывший министр финансов Алексей Кудрин. Правда, с учетом того, что в октябре 2014 года доллар упал до 40 рублей, а сейчас пытается укрепиться до 70, это, конечно, разные суммы.
Впрочем, мы немного отвлеклись от главной темы нашего повествования. Итак, Владислав Иноземцев подсчитал, что в 2016 году россияне будут работать только 249 дней, а отдыхать — 117. Каждый пропущенный рабочий день, ставший выходным, полагает экономист, обходится российской экономике в среднем в 130 млрд рублей.
Чтобы избежать таких издержек, Иноземцев предлагает внести изменения в Трудовой кодекс и отказаться от переноса праздников, выпадающих на выходные. Взамен этого эксперт предлагает выплачивать сотрудникам компенсации в размере 50% от ежедневного заработка. Кроме того, сделать православное Рождество, 23 Февраля, 8 Марта, 1 Мая и 4 Ноября необязательными праздниками, чтобы государственные учреждения и банки могли в эти дни работать. Эта мера, полагает экономист, поможет сэкономить до 700 млрд рублей. По его подсчетам, если признать эти праздники необязательными, наша экономика получит дополнительно 2% ВВП только в первый год: то есть отыграет спад, который пророчат нам в 2016 году самые пессимистичные прогнозы. Правда, в 2016 году отменить праздники уже не удастся, поэтому раньше 2017-го этот трюк не пройдет.
Не оспаривая этих подсчетов, зададим два простых вопроса. Вопрос первый: действительно ли россияне мировые рекордсмены по количеству праздников? Вопрос второй: есть ли какая-то связь между числом праздников и уровнем экономического развития страны?
По данным ЮНЕСКО, рекордсменами по числу официальных праздничных нерабочих дней в году является Шри-Ланка – их у нее 24. Дальше идет группа стран, где народ официально не работает 21 день в году: Бутан, Бразилия, Британские Виргинские Острова, Иран, Мальдивская Республика, Пуэрто-Рико, Сан-Марино. В Индии отдыхают 18 дней, в Южной Корее — 17, в Японии — 15. В России таких дней 14. Так что тут мы точно не рекордсмены.
В развитых христианских странах среднее число праздничных дней еще меньше: 13 – в Германии, 12 – в Италии, 11 – в США.
Вроде бы получается, что ведущие мировые экономические державы действительно отдыхают из-за праздников не так много, как рекордсмены, хотя не принципиально меньше, чем Россия. Однако из сводных данных ЮНЕСКО совершенно не вытекает прямая зависимость между количеством праздников в стране и уровнем ее экономического развития. Среднестатистическая страна ежегодно отдает праздникам 12,2 дня. Но при этом для промышленно развитых государств этот показатель равен 12,4, а для развивающихся — 12,1.
Картина станет еще противоречивее, если мы посмотрим на список стран-рекордсменов по минимальному количеству дней отдыха. Возглавляет его такая мощная экономическая держава, как Федеративные Штаты Микронезии, где количество праздничных дней колеблется от шести на острове Чуук до девяти на острове Понпей. Далее идет вереница не менее крутых экономических монстров: Куба, Мозамбик, Папуа — Новая Гвинея, а также Сан-Томе и Принсипи, где праздничными выходными официально являются восемь дней в году. Третье место в списке государств с наименьшим количеством официальных выходных делят Великобритания, Вьетнам, Джибути, Кабо-Верде, Лаос, Македония, Румыния и Югославия — там их девять. Все эти государства, кроме Великобритании, трудно отнести к экономически развитым. А некоторые так и вовсе окажутся в категории беднейших мировых держав — например, Лаос с Македонией.
Более того, не только в России к официальным выходным на праздники добавляются неофициальные и то, что на казенном языке называется «падением деловой активности». В набожной Бразилии (где сейчас, как и в России, серьезный экономический спад) жизнь замирает на период Великого поста. В странах, где есть несколько религий, принято отмечать праздники всех основных конфессий — именно поэтому мировым рекордсменом по этому показателю оказалась Шри-Ланка: там не обижают ни христиан, ни мусульман, ни буддистов. В более богатой и экономически развитой, чем Россия, Саудовской Аравии всего два официальных праздника — Ид-аль-Фитр и Ид-аль-Адх. Зато каждый из них выводит страну из рабочего состояния примерно на полторы недели.
Важнее, не кто сколько отдыхает, а кто как работает. Эффективность и производительность труда. Хотя, конечно, есть модная теория, что раз большинство русских народных сказок воспевают халяву, то и народ у нас не работящий. Есть и другой расхожий миф: мол, переселяясь за границу, мы тут же начинаем работать гораздо больше и лучше, чем дома. Однако большинство из нас, оглянувшись на собственную жизнь и жизнь своих ближайших друзей и знакомых, не обнаружат среди них каких-то патологических бездельников. А самый страшный для экономики и, главное, для каждого из представителей трудоспособного населения «отдых» — не праздники, а безработица. Или ставшие особенно распространенными в нынешний кризис сокращение рабочей недели и принудительные отпуска с удержанием части зарплаты.
Вряд ли среди россиян больше откровенных бездельников, чем среди представителей народов наиболее развитых экономических держав. А вот производительность труда у нас точно в разы ниже. Энергоемкость экономики в разы выше. Бизнес-климат и отношение государства к частной собственности намного хуже.
Конечно, триллион рублей потерь российской экономики от выходных и праздников ежегодно (если это правда) — много. Но если посчитать, сколько мы теряем из-за войны санкций, взяток бесконечным надзорным органам, обилия неэффективных предприятий, более чем двукратного ослабления рубля за последние два года, то выяснится, что длинные выходные – точно не главная проблема экономики нашего «зверополиса».
Комментарии
http://www.the-village.ru/village/situation/situation/163155-otdyh
Резюме: проблема не в количестве праздничных дней!
Ну а чего, собственно, мелочиться? Ввести сразу 6-дневную рабочую неделю по 14 часов в день. Ох, как ВВП вверх попрет!
В РФ только в январе де-факто работа начинается по истечении 14-15 дней, да и последние пару дней перед Новым Годом вообще о работе речи нет. Банк, где я клиент, уже 30-го декабря был официально закрыт - до середины января. Поскольку из Таиланда и горнолыжных курортов слишком быстро не вернёшься, реально многие телефоны оживают лишь где-то с 16-18 января.; до этого лучше ничего не планировать.
Затем выпиваем чуток на Татьянин день, дальше - Валентин, и вот уже легальный "23-е февраля" - т.н. длинные выходные. Едва очнулся -"8-е Марта",четыре выходных подряд ( ко всему тому приплюсовываем кажный раз ещё и "предпраздничный день", которого в Англиях нет).
Далее опять нормальный отдых, на пару недель - "майские". Всё закрыто, тишина. Туроператоры пересчитывают котлеты.
После "майских" придётся, конечно, поторчать в офисе. Но на подходе лето, известное как "сезон отпусков". Короче, "встретимся в сентябре, обсудим ваш проект..." Город пустой, тишина.
Ну и плюс отгулы, больничные - вместе образуется время передохнуть. Слетать куда-нить дня на три, хоть в ту же Италию
паршивуюза шмотками.А помимо всего описанного, куча людей вокруг вообще в принципе не работает. Никогда.
Ой-ой-ой, держите меня семеро
Зачем им работать? Денег предостаточно, надо, наоборот, правильно тратить, а это занимает время и силы.
Совершенно неверный перегиб. Какая взаимосвязь между 8 марта, Рождеством и 23 Февраля?