Удаленная работа (она же работа вне офиса) уже давно из разряда удивительного стала обыденностью, дополнительной возможностью для сотрудника получить дополнительный доход без привязки к месту, а для работодателя – сократить расходы и проявить себя либералом. О своей приверженности новой форме служебных отношений заявляет всё большее количество всё более крупных компаний, целые отрасли экономики и, разумеется, IT-отделы и кол-центры. Статистики подсчитывают экономию и выгоды для отдельных мегаполисов от снижения загруженности дорог личным и общественным транспортом и для целых государств – от использования труда домохозяек и других маломобильных групп населения.
В этой связи то, что один из лидеров российской экономики «Вымпелком» задумывается о переводе 70% персонала на работу вне офиса, – вполне в тренде. Среди банков ТКС давно построил на «удаленке» бизнес-модель и почивает на заслуженных лаврах. Но прошло уже почти 50 лет с того момента, как в 1972 году Джек Ниллес придумал свой telecommuting, «конфетно-букетный» период в отношениях всех сторон труда к «удаленке» позади. Поэтому назвать ее шествие по рынкам (тем более рынкам финансовым) «триумфальным» можно с очень большой натяжкой. Кому-то удалось, кому-то нет – и не только в силу естественных препятствий, описанных еще классиками марксизма-ленинизма (работодатель предоставляет средства производства, а работник – трудозатраты). Идеальный вариант, при котором работник делает все, что от него требуется, работодатель – все, что от него ждут, а клиент уходит довольный и приводит других клиентов, так же невыполним в реальности, как попытка при лабораторной работе добиться тех же ответов, что при решении задачи о поведении идеального тела в идеальном вакууме.
Лучший из известных мне примеров удаленной работы, при которой сотрудники одной IT-компании показывали максимум эффективности, заключал в себе побудку менеджером в семь утра всех сотрудников с напоминанием о том, что они должны сделать за день, аналогичные напоминания через каждые два часа, две телефонные конференции и пару истерик. Люди начали разбегаться. В итоге основатель компании уверился, что экономия на «удаленке» не так хороша, как аренда офиса, сменил руководителя и обрел уверенность и спокойствие. Он остался при своем мнении даже после того, как второй проект, уже «офисный», был сдан с худшими результатами.
Оказывается, работодатели не в состоянии контролировать своих сотрудников так, как они этого бы хотели. Сотрудники не чувствуют «локтя товарища», не пропитываются корпоративным духом и не получают от работодателя того, на что рассчитывают (в первую очередь, в материальном отношении). А клиент вместо уверенности в надежности выбранного института начинает думать об альтернативах.
Теоретически банк представляет собой почти идеальное учреждение для выстраивания системы работы без офиса. Из средств производства здесь есть только деньги и компьютеры. Денег вживую становится все меньше и меньше (скоро, говорят, их совсем нельзя будет потрогать как материальный объект). И все равно даже убежденным пользователям интернет-банка хочется знать, что где-то есть настоящий офис с массивным деревянным (или даже пластиковым) столом, за которым можно в случае чего посидеть и подписать бумажки. Материальная основа благополучия, базис для гудвилл, если хотите. Даже без специально оборудованного хранилища в подвале, как показывают в фильмах.
Но есть и другой опыт. Когда во второй половине 1990-х годов некоторые российские банки настолько уверились в собственном благополучии, что начали строить роскошные собственные офисы и переезжать в них из прежних, арендованных, в стране случился кризис. Владельцы новой недвижимости или расставались с ней в уплату долгов, как Мост-Банк, или переписывали на других владельцев, как «СБС-Агро». Те, кто не строил шикарных штаб-квартир, остались с лицензиями и худо-бедно выжили. Вот такое противоречие.
Поэтому разумный компромисс между старым и новым всегда выгоднее выбора одной модели поведения. Банку нужен офис, в котором должны сидеть хотя бы пара десятков операционистов в галстуках. Остальных стоит отправить обивать пороги в поисках клиентов – без стола и рабочего места. Пусть это самое место зарабатывают, как это было 150 лет назад. Вообще, как мне кажется, Джек Ниллес не придумывал ничего нового – он просто переназвал то, что было всегда. Плюс добавил компьютер.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии
Почта России Вам в помощь- заказное с описью вложения и уведомлением о вручении, доставка по городу в течении 3-х дней.
Отправляйте эктронной почтой