Идеальный работник: без зарплаты и отпуска

Искусственный интеллект угрожает массовой безработицей офисным менеджерам в финансовом секторе. И не только в нем

Дата публикации: 06.02.2018 00:00 Обновлено: 06.02.2018 14:53
17 735
Время прочтения: 8 минут
Автор
Анна Пономарева, обозреватель в Банки.ру с 2015 по 2019 год
Анна Пономарева обозреватель в Банки.ру с 2015 по 2019 год
Источник
Banki.ru

Развитие искусственного интеллекта будет угрозой для офисных сотрудников, которые каждый день делают одно и то же. Самообучающиеся программы справятся с рутинной работой и не будут требовать у работодателя бонусов, отпусков и больничных. Попасть под сокращение может 50—60% всего офисного персонала.

Внедрение новых технологий, таких как искусственный интеллект, становится реальной угрозой для существования большей части офисных работников в разных сферах человеческой деятельности. Такие прогнозы публикуют зарубежные исследователи.

«Искусственный интеллект выхолащивает экономику, вытесняя гарантированные и хорошо оплачиваемые работы негарантированными и плохо оплачиваемыми», — пишет профессор Университета Мичигана, научный руководитель Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ Рональд Инглхарт.

«По мере того как искусственный интеллект начинает заменять людей, нерегулируемые силы рынка создают ситуацию, в которой крохотное меньшинство контролирует всю экономику, а большинство занято на непостоянной работе, прислуживая первым в качестве садовников, официантов, нянь и парикмахеров. Это ­будущее, которое сейчас закладывает социальная структура Кремниевой долины», — говорится в его книге «Культурная эволюция».

Офисный персонал может быть сокращен на 50—60%

Российские эксперты также считают, что уже в ближайшие три-четыре года наша жизнь радикально изменится.

«При сохранении нынешнего экономического порядка любая работа, которую можно автоматизировать, будет автоматизирована. В том числе офисная работа. При выполнении рутинных операций автомат надежнее человека, может работать круглосуточно, не нуждается в зарплате, выходных, отпусках и социальной защите. В условиях конкуренции все предприниматели хотят снизить издержки прежде, чем это сделают конкуренты. В той мере, в какой автоматы будут экономически эффективнее, они будут замещать людей», — говорит заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований ЛССИ НИУ ВШЭ Эдуард Понарин.

По мнению основателя Talkbank.io Михаила Попова, в перспективе офисный персонал может быть сокращен на 50—60%, производственный — на 10—15%.

«Текущее развитие технологий показывает, что под сокращение попадут специалисты, работающие с информацией и принимающие решение либо по шаблонам, скриптам, либо на основании нормативов или законодательства. Кроме того, под угрозой операторы механизмов, операторы кол-центров, менеджеры по поддержке, частично менеджеры отдела кадров, продавцы типовых продуктов, кассиры, водители, пилоты. Сокращения офисного персонала могут в перспективе составить до 50—60% рабочего персонала в пределах 10—15% от численности», — полагает Попов.

«При сохранении нынешнего экономического порядка любая работа, которую можно автоматизировать, будет автоматизирована. В том числе офисная работа. При выполнении рутинных операций автомат надежнее человека, может работать круглосуточно, не нуждается в зарплате, выходных, отпусках и социальной защите.»

«Если говорить об офисных сотрудниках, которых заменят алгоритмы, то автоматизация в первую очередь коснется дистанционной поддержки — телемаркетинга, бизнес-ассистентов, секретарей, людей, работающих на простых операциях и помогающих клиентам получать те или иные услуги. Также это затронет бэк-офис: бухгалтерию, кадры, юристов на договорной работе — процессы, которые подчиняются определенным правилам и совершаются с определенной периодичностью», — считает директор по персоналу Модульбанка Алена Валовая.

Процесс сокращения сотрудников, чьи функции могут заменить алгоритмы, можно наблюдать уже сейчас. В частности, в финансовой сфере.

«Мы уже сегодня видим примеры, когда автоматизация многих процессов помогает исключить участие человека из процессов оформления финансовых документов. Например, в крупных компаниях с каждым годом сокращается число бухгалтеров, занимающихся обработкой первичной бухгалтерской документации и занесением данных в учетные системы. На смену таким бухгалтерам приходят системы сканирования документов и распознавания данных с автоматическим внесением всей информации в электронные базы. А постепенное упразднение бумажного документооборота в пользу электронного еще больше повысит уровень автоматизации и исключит участие человека даже на этапах сортировки и обработки документов», — прогнозирует руководитель стратегических проектов CAF Group Валентин Островский.

Сооснователь проекта Darfchain Константин Бакулев напоминает, что уже существуют боты и программы, позволяющие в автоматическом режиме составлять простые юридические документы (запросы, иски), формировать аналитические отчеты и обзоры на естественных языках и т. п. «Сегодня даже простые пользователи, незнакомые с азами программирования, могут благодаря платформам типа IFTTT строить свои связанные алгоритмические последовательности вокруг своих аккаунтов, гаджетов и прочих «умных» предметов, все больше окружающих человека», — говорит эксперт.

Искусственный интеллект будет применяться и в креативных отраслях

Председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции», футуролог Кирилл Игнатьев обращает внимание на то, что алгоритмы смогут заменить и некоторых представителей креативных профессий. «Есть распространенное мнение, что искусственный интеллект заменит монотонный человеческий труд, где нет места креативу. Но эта точка зрения несколько односторонняя, искусственный интеллект уже в ближайшее время будет применяться и в креативных отраслях. Сейчас в мире работает несколько сот тысяч дизайнеров, я имею в виду и промышленный дизайн, веб-дизайн и дизайн интерьеров. Из этих дизайнеров только несколько тысяч человек являются уникальными авторами креатива, которые распространяют свое авторское видение, формируют стиль, моду, предлагают оригинальные решения. Остальные же — копиисты и контентщики: они копируют и соединяют разработанные первыми идеи. И такую работу искусственный интеллект сможет выполнять более качественно, так как он имеет более широкий доступ к мировому поиску, может быстро и качественно обобщать контент», — уверен Кирилл Игнатьев.

Государство будет вводить систему workfare

Вопрос в том, что будет делать государство, когда часть населения окажется выключенной из экономических процессов, говорит Константин Бакулев. «Какие скрытые ныне издержки будут нести государства, корпорации и общество в целом при высвобождении определенного объема населения из так называемого трансакционного сектора экономики (а именно к нему относится труд подавляющего числа офисных и государственных служащих, обеспечивающих управленческую, юридическую, финансовую, наконец, материально-культурную связность социального пространства)?

С какого момента некоторая масса населения, выброшенного из рутинной, но включенной в общую экономическую цепочку деятельности, становится критически атомизированной, грозящей разнести все вокруг? Значит ли это, что возникает новая потребность в дополнительной искусственной связанности (вторичный трансакционный сектор), такой как геймификация, например, или другие придуманные «маркетинговые» занятия, призванные утилизировать время, а в конечном итоге и «лишнее» население? Насколько экономия от сокращения офисных работников — помощников руководителей, юристов, бухгалтеров, нотариусов и прочего «офисного» населения планеты — будет сопоставима с затратами на их социальную «нейтрализацию», отнюдь не сводящуюся к пресловутому БОД (безусловному доходу)? И не станет ли автоматизация рутинных операций тем порогом отсечения, который разрушит и без того хрупкие сегодня социальные лифты (ведь уже нельзя будет строить карьеру с самых низов в роли «подмастерьев») и введет еще невиданную неофеодальную сословность на вполне осязаемой материально-технологической основе?» — задает вопросы Константин Бакулев.

«Возможно, государство будет вводить систему workfare (по аналогии с welfare — социальной защитой), придумывая какую-то не очень нужную работу для невостребованных людей. А возможно, будет вводить минимальный гарантированный доход для всех граждан, как уже пытаются делать в Финляндии. В государствах с долгой традицией системы социальной защиты (та же Финляндия и многие другие европейские страны) это более вероятно. Наша страна несколько отстает в процессах автоматизации в связи с относительной дешевизной рабочей силы. При этом многим начальникам, вероятно, приятнее иметь живую секретаршу, а не многофункциональное устройство. Но в конце концов мы придем к таким же проблемам, что и в передовых странах», — говорит Эдуард Понарин.

Эксперты также прогнозируют, что новые профессии будут приходить на смену старым, и те, кто не застревает в рутине, а готов обучаться новому, смогут найти себе применение в изменяющейся реальности.

«Многим начальникам, вероятно, приятнее иметь живую секретаршу, а не многофункциональное устройство. Но в конце концов мы придем к таким же проблемам, что и в передовых странах.»

«Я не верю в то, что из-за внедрения технологий и алгоритмов начнется массовая безработица. Можно вспомнить похожие исторические этапы, когда происходило внедрение новых технологий. В ХVIII веке в Англии начали активно применять паровую машину, и тот труд, которым раньше люди занимались вручную, например ткали одежду, начали выполнять машины. Движение луддитов — рабочих, которые врывались на фабрики и ломали станки, — возникло потому, что люди боялись безработицы. Но надо было добывать больше металла, производить станки, обучать людей работать на них. В результате появились новые рабочие места. Сейчас мы видим тот же самый концепт и тот же страх, что роботы заменят человеческий труд во всех отраслях экономики, а люди будут работать за чашку риса», — рассказывает основатель кадровой компании Support Partners Константин Борисов.

Вместо одной профессии мы будем осваивать 5—7 компетенций

«Всех сотрудников можно разделить на две категории. К первой относятся те, кто не сильно задумывается о будущем, живет настоящим. Они не очень амбициозны, не особо чем-то интересуются. Это люди, привыкшие к повседневной рутине — поесть, поспать, сходить куда-то с друзьями, побыть с семьей, отсидеть на работе положенные восемь часов. Сложно предсказать, что с ними будет, когда начнутся массовые сокращения. Я думаю, на рынке начнется расцвет компаний, занимающихся профориентацией и переквалификацией. Такие компании как раз будут давать возможность выучить что-то новое и сменить квалификацию. Но для этой категории людей процесс станет крайне болезненным. Они потеряют в материальном благосостоянии из-за того, что длительное время не смогут работать, и будут находиться в тяжелом эмоциональном напряжении, потому что столкнутся с тем, от чего всегда бежали, — с изменениями, — говорит Алена Валовая. — Ко второй категории относятся люди, которые, работая на подобных должностях, очень активно интересуются своим развитием и постоянно учатся новому. Иногда они набирают навыки из совершенно разных сфер, не связанных друг с другом. На первый взгляд, эти навыки нельзя вплести в логичную цепочку их дальнейшей карьеры, но это единственно правильный путь. Эклектика совершенно разных навыков даст этим людям возможность в перспективе, когда они столкнутся с необходимостью трудоустройства, найти свое направление быстро и стать ценными сотрудниками».

«С уходом старых профессий придет в несколько раз больше новых, но и само представление о профессиях уйдет в прошлое. Человеку придется постоянно учиться, получать новые компетенции и делать это не только в юношеские годы, а на протяжении всей жизни. Вместо одной профессии мы будем осваивать 5—7 компетенций», — полагает Кирилл Игнатьев.

«Если поколение наших бабушек и дедушек могло окончить вуз и всю жизнь работать по одной специальности, наши родители несколько раз проходили переобучение или повышение квалификации, то нам предстоит пройти 4—5 циклов переобучения. Поэтому становится особенно важно инвестировать в себя, в свое здоровье и развитие», — заключает Константин Борисов.

Анна ПОНОМАРЕВА, Banki.ru



Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

kos2068
06.02.2018 07:59
Это относится к цивилизованным странам с развитой демократией но не к России. Посмотрите как сжалась экономика с момента развала советского союза а количество чиновников и приближённых к ним увеличилось в разы. Это при том что внедрены компьютеры и всевозможное программное обеспечение. Нет заводов, пароходов и.т.п., а количество "обслуживающих" выросло в разы. Сам работаю в гос. структуре много лет, но все разговоры о сокращении штатной численности - блеф. Но это касается не только чиновников, перегоревшую лампочку в конторе приходит менять 4!!! рабочих, штаты раздуты во всех отраслях не смотря на внедрение оборудования и программного обеспечения. Электронный документооборот, тоже не зашёл, на каждый электронный документ вдобавок требуют бумажный экземпляр. В коррумпированной стране чиновник не заинтересован в сокращении штатов, ведь каждый работник это деньги (закупки, оргтехники, канц. товаров, мебели, отопление освещение, и.т.п.), чем больше народу тем больше денег можно украсть. Возьмите Ямало-Ненецкий автономный округ, 1 место в России по количеству чиновников на душу населения, при том, что плотность населения одна из самых низких.
25

mikki_urg
06.02.2018 09:34
Вот вот. Много лет твердят об автоматизации. Но воз поныне там. Очередная страшилка.
8

dtytlbrn
06.02.2018 09:47
Программные разработки, уже внедренные в ФНС и Сбербанке, годятся только для ограбления населения по надуманным платежам. В ФНС программа-робот "Личный кабинет" насчитала физическим лицам повторную оплату уже оплаченных налогов плюс оплату законно освобожденных от налогов по оформленной льготе объектов. 28 декабря со всеми документами с боем пробилась в бэк-офис к людям: все исправили, пеня не пошла, даже переплату выставили. Однако в конце января робот снова выставил долг за 2014 год за 100%-льготный объект, и уже растет пеня.
Через офис сбербанка мной был оплачен штраф. Полгода спустя ИИ сбербанка внезапно списывает деньги с моего счета под предлогом, что штраф был якобы не оплачен (одновременно распечатывая свои же данные об оплате в их офисе того же штрафа). Люди отказываются вернуть ошибочно списанные деньги под предлогом того, что их ИИ при получении постановления от любого пристава списывает деньги немедленно, не задумываясь о данных об оплате штрафа и незаконности действий пристава. Лишь бы ограбить.
16

partof
06.02.2018 10:08
Сейчас модно любую автоматизацию называть искусственным интеллектом.

Как показали последние 500 лет, автоматизация не сказывается на занятости, люди занимаются более квалифицированным трудом.

Раньше было 10 пахарей. Теперь 3 агронома, 3 тракториста, 3 механика, 2 бухгалтера, 2 водителя, 4 руководителя, кладовщики, менеджеры по продажам, охранники, итого 50 человек.

Идем ли мы вперед или назад, так как потребность в людях увеличивается? Конечно, вперед!
Раньше пахарь вырастил, себе несколько мешков оставил за работу, остальное отдал.
Теперь в рамках того мини-хозяйства у нас хранение, переработка, маркетинг, селекция, продажа на внешние и внутренние рынки.
7

dtytlbrn
06.02.2018 10:13
Вся эта мышиная возня вокруг ИИ - обычная афера. Нет другого сектора экономики, кроме банковского, ресурсодобывающего, строительного и торгового. Причем, и банковский, и строительный, и торговый паразитируют на ресурсодобывающем. Нет оплачиваемых рабочих мест и не предвидется. Население, хоть и сокращается, но геноцид пока мягкий, недостаточный для замены "биомассы" "искуственным интеллектом".
4

Материалы по теме