Безнал с ветерком

Дата публикации: 14.06.2013 21:00
9 637
Время прочтения: 6 минут

Популярная служба заказа такси — GetTaxi теперь позволит клиентам расплачиваться за поездки банковской картой через соответствующее приложение на гаджете. Эксперты, опрошенные порталом Банки.ру, не уверены, что потребители доросли до подобных приложений.

Сервис GetTaxi доступен для смартфонов на платформе iOS и Android. С его помощью пользователь может заказать такси и отслеживать его путь с момента заказа до места назначения. Если раньше оплата таксисту производилась только наличными, то теперь клиенту достаточно привязать свою банковскую карту к собственному аккаунту в приложении, чтобы с нее списывалась оплата за проезд в конце пути. Эквайером проекта выступает Альфа-Банк.

Как утверждают в колл-центре GetTaxi, тарифы при наличной и безналичной оплате отличаться не будут. Когда клиент прибудет на место, на своем гаджете таксист должен будет выбрать «Оплата наличными» или «Оплата картой». В случае выбора второго варианта пассажиру на мобильный придет запрос с просьбой подтвердить трансакцию.

В свою очередь, чтобы привязать банковскую карту к своему счету в приложении GetTaxi, клиенту придется ввести в анкете в приложении почти все данные с карты: номер, срок действия, фамилию и имя держателя, а также CVV-код.

«Конечно, хранить номер карты одновременно с CVV-кодом нельзя, — комментирует директор департамента информационных технологий СБ Банка Максим Волков. — Следует доверять такие данные только проверенным поставщикам услуг. Нелишним будет использовать для подобных платежей отдельную карту с подключенной функцией 3D-Secure, даже виртуальную (ее можно открыть через интернет-банк в течение пары минут). Ведь по большому счету при желании мошенник может взломать операционную систему любого смартфона, особенно если на него установлена вредоносная программа. Разумеется, существует возможность обезопасить персональные данные клиентов по максимуму, но риск остается всегда».

С этим мнением согласен исполнительный директор MediaCab (компания внедряет POS-терминалы для оплаты проезда в такси) Михаил Горин. Он отмечает, что при привязке карты к стороннему сервису всегда существует риск, что данные могут быть украдены или ими воспользуются без вашего ведома. «Вопрос безопасности ваших персональных данных — это вопрос вашего доверия к конкретной компании. В такой ситуации есть смысл в использовании отдельной банковской карты с небольшой суммой на ее счете. Но лично мне кажется, что в такси наиболее безопасна оплата картой через привычный, защищенный POS-терминал».

На сайте GetTaxi говорится: все введенные клиентом данные при указании банковской карты хранятся в системе, доступа к ним GetTaxi не имеет, но гарантирует, что приложение передает все введенные данные банковской карты в неизменном виде непосредственно в банк с использованием защищенных протоколов связи.

Сервис GetTaxi, запущенный весной прошлого года, по сути, представляет собой «агрегатор» частных перевозчиков, которые «прикрепляются» к общей базе. Для того чтобы стать одним из водителей GetTaxi, перевозчику необходимо иметь соответствующую лицензию и пройти собеседование и обучение в компании. Водитель также должен владеть собственным автомобилем (как правило, иномаркой «возрастом» не старше двух лет), все необходимое оборудование сотруднику GetTaxi компания предоставит сама.

Возможность оплаты поездки банковской картой через мобильное приложение предоставляет также «Яндекс.Такси». Как пояснили Банки.ру в пресс-службе компании «Яндекс», к «Яндекс.Такси» можно привязать любую карту. Однако перед этим будет создан счет в системе «Яндекс.Деньги», который будет привязан к карте. «Заранее открывать счет в «Яндекс.Деньгах» необязательно — это формальность, которую можно за несколько минут выполнить с помощью мобильного телефона прямо во время поездки. Надо просто иметь при себе карту, — сказали представители пресс-службы «Яндекса». — Пользователь на основном сайте «Яндекс.Деньги» привязывает карту к счету, затем в приложении «Яндекс.Такси» вводит логин, пароль и платежный пароль — это только для первой авторизации. Впоследствии для оплаты такси каждый раз надо будет вводить лишь CVV-код банковской карты (три цифры на обороте). Привязка к «Яндекс.Деньгам» — это не ограничение, а упрощение процесса оплаты. «Яндекс.Деньги» предоставляют уже готовую и проверенную временем инфраструктуру по интеграции с партнерами и банками, поэтому мы и решили сделать оплату такси через «Яндекс.Деньги».

Впрочем, в компании «Яндекс» не исключают, что скоро могут отказаться от привязки карты к «Яндекс.Деньгам».

Еще один конкурент GetTaxi на поприще «обезналичивания» пассажиров — вышеупомянутая компания MediaCab. Еще в декабре прошлого года она презентовала свой проект по оснащению такси POS-терминалами.

«Наша цель — дать возможность безналичной оплаты широким слоям населения, всем тем, у кого есть банковские карты, — рассказывает Михаил Горин. — Для этого лучше подходят классические POS-терминалы, так как они не требуют каких-либо предварительных действий до поездки. Для привязки же карты к мобильному приложению нужно, во-первых, быть пользователем соответствующего сервиса (в данном случае — GetTaxi), а во-вторых, иметь некоторую квалификацию и желание, чего нет у значительной части держателей карт».

Банковские карты принимают и в компании «Мостакси». Однако найти машину с POS-терминалом в этом таксопарке — особое приключение. «Такую машину нужно заказывать за три-четыре дня. Машин, оснащенных терминалами, у нас очень мало. И их водители в основном работают на контрактной основе», — предупреждают в колл-центре «Мостакси».

В целом опрошенные эксперты подтверждают, что «банкизация» населения России находится на начальном этапе. Многие держатели банковских карт используют их преимущественно для снятия наличных в банкоматах, что уж говорить об осваивании специальных приложений на смартфонах, позволяющих оплачивать через них услуги с помощью карты.

«Я считаю, что ситуация с оплатой картами обязательно поменяется, но на это потребуется некоторое время», — продолжает Михаил Горин. Сейчас, по его данным, в службах такси, где принимают карты, активно расплачиваются безналом не более 10% пассажиров, но в перспективе пяти лет их будет уже 40—50%. «В Нью-Йорке для того, чтобы достигнуть отметки в 70%, потребовалось порядка восьми лет. И это при том, что там культура пользования карточками была заведомо более развита», — рассказывает эксперт.

Исходя из зарубежного опыта, у проекта GetTaxi может быть большое будущее. К примеру, выручка лондонской службы такси Addison Lee только от заказов с использованием iPhone-приложения в 2012 году составила около 50 млн фунтов стерлингов (80 млн долларов). В 2011 году цифры были в два раза скромнее — 23 млн фунтов стерлингов. По информации Addison Lee, с помощью приложения в компанию поступает порядка четверти заказов.

По данным Горина, на текущий момент доля оплаты картами сильно зависит от конкретного водителя такси. «Водитель может сказать, что POS-терминал неисправен, чтобы получить от пассажира наличность и, скажем, на эти деньги заправить машину бензином , — приводит пример Горин. — И напротив: у водителей, которые сообщают о возможности оплаты через терминал, уже сейчас до 15—20% пассажиров расплачиваются картами».

Представители пресс-служб GetTaxi и Альфа-Банка от комментариев отказались.

Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Банки.ру+

Материалы по теме