В прошлом году общий объем платежей, проведенных через терминалы, составил более 15 млрд долларов. По сравнению с 2006 годом показатель вырос на 21,8%, подсчитали в компании «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП). По ее прогнозам, в текущем году совокупный объем транзакций, проведенных с помощью «железных ящиков», составит 17—18 млрд долларов. На три крупнейших системы — ОСМП, e-port и «Киберплат» — сегодня приходится 95% рынка. Через процессинг ОСМП работает более 65 тыс. аппаратов из 100 тыс., установленных по стране, а через ее ближайшего конкурента e-port — 19,5 тыс. терминалов.
Еще один заметный игрок — компания «Элекснет». По объему транзакций она пока заметно проигрывает ключевым операторам. Однако сравнивать ее с ними не совсем корректно. Ведь ОСМП, e-port и «Киберплат» занимаются предоставлением процессинговых услуг и делают ставку на продвижение «терминальной оплаты» через дилеров, приобретающих аппараты и программное обеспечение. Стоит отметить, что более половины всех «железных ящиков» принадлежит индивидуальным предпринимателям. «Элекснет», в свою очередь, не только выполняет функции платежной системы, но и сам владеет терминалами, в его структуре есть небанковская кредитная организация, которая обеспечивает проведение платежей через терминалы компании. Сегодня его сеть насчитывает 2,6 тыс. аппаратов в 17 городах России.
Внутри и снаружи
Как отмечает гендиректор ОСМП Владимир Лопатин, выйти на терминальный рынок достаточно просто. Обязательного лицензирования этот вид деятельности не требует. Минимальная стоимость аппарата — около 2 тыс. долларов. Все, что нужно для его установки, — это точка размером 1 кв. метр, электрическая розетка на 220 вольт с заземлением, подключение GPRS, доступ к Интернету.
«Терминалы, которые мы используем, предназначены для закрытых помещений и стоят 65 тыс. рублей», — говорит совладелец компании «Свободная касса» Евгений Жуланов. Аппараты, рассчитанные на уличные условия (нечувствительные к высоким и низким температурам и изменениям влажности) обходятся значительно дороже — обычно от 120 тыс. рублей.
Минимальный срок окупаемости терминала, по словам гендиректора платежной системы e-port Александра Покровского, составляет 7—8 месяцев. Евгений Жуланов начал получать прибыль после того, как проработал на рынке полтора года. Сейчас у «Свободной кассы» 2 тыс. точек в разных регионах России. Компания предоставляет процессинговые услуги 300 «терминальщикам». В этом году она планирует в два раза расширить сеть.
Средний дневной оборот одного терминала, по подсчетам Владимира Лопатина, составляет 8 тыс. рублей. Некоторым киоскам самообслуживания, отмечают участники рынка, удается собирать до 50 тыс. рублей в день. Средний годовой оборот аппарата, работающего через сеть ОСМП, по итогам 2007 года составил 1,6 млрд рублей, а через «Элекснет» — 13,2 млн рублей. В 2008 году ОСМП планирует довести этот показатель до 1,8 млрд рублей. В e-port и «Киберплате» данные предоставить отказались.
Стандартная комиссия за проведение платежа через «железный ящик» составляет 4,5% от суммы операции. Столько, например, взимает «Элекснет». Выходит, за день при обороте в 8 тыс. владельцу «перепадает» 360 рублей (если не учитывать дополнительные затраты, например, на аренду). Но если нет собственного процессинга, около 0,5% от суммы транзакции придется перевести платежной системе, говорит Евгений Жуланов.
Ближе к продуктам
«Прибыльность терминала зависит от того, насколько удачно он расположен, — отмечает Владимир Лопатин. — Значительное влияние оказывает при этом стоимость аренды». «В мегаполисах арендная плата может составлять 500 долларов за кв. метр, а в менее крупных городах и населенных пунктах — не доходить до 50 долларов», — продолжает Александр Покровский. «Наиболее привлекательные точки — торговые центры, развлекательные комплексы, крупные офисные здания», — добавляет Владимир Лопатин.
«Проходимость должна быть около тысячи человек в день, — говорит Евгений Жуланов. — По статистике, из них услугой воспользуются 250—300 человек». Другой владелец сети терминалов приводит более скромные данные: «Даже по московским меркам 10% очень хорошо — у нас этот показатель ниже». Но важно не только, например, количество посетителей торговой точки, но и их платежеспособность. Пусть пользователей будет не слишком много, зато они положат крупные суммы на мобильный и вдобавок заплатят за Интернет, спутниковое телевидение.
«Мы долго ошибались с выбором места. Скажем, пока не оправдывает себя практика установки автоматов в строительных супермаркетах, — отмечают в компании «Мобионика». — Проходимость там большая, а ожидаемого эффекта нет. Вероятно, дело в психологии: сотовая связь почти так же, как пища, необходима современному человеку. Поэтому оплату чаще производят через терминалы в продуктовых магазинах, а в строительные идут за разовыми покупками, здесь мысли посвящены обоям, кафелю».
«В наиболее привлекательных местах с большой проходимостью нередко можно увидеть несколько терминалов, расположенных рядом, — отмечает Александр Покровский. — Они конкурируют между собой в том числе за счет размера комиссии и перечня предлагаемых услуг». Немалое значение имеет и раскрученность брэнда — не каждый доверит средства незнакомому металлическому аппарату.
Интернет-конкуренция
Перечень услуг, которые можно оплатить через терминалы, стремительно расширяется. Не так давно в списке значились преимущественно мобильные операторы. Теперь же к ним прибавились интернет-провайдеры, компании кабельного телевидения, организации ЖКУ. У лидеров рынка внушительный список партнеров, с которыми можно рассчитаться. К примеру, и у ОСМП и у e-port договоры с 400 поставщиками услуг. По словам гендиректора компании «Элекснет» Юрия Мальцева, одно из перспективных направлений для развития сервиса — погашение кредитов, пополнение банковских счетов, в том числе карточных. Наряду с «Элекснетом» эту опцию предлагают ОСМП и e-port. Тем не менее, отмечают наблюдатели, до сих пор более 90% операций приходится на платежи за сотовую связь.
«Скоро мы введем оплату различных билетов — авиа-, железнодорожных, а также на зрелищные мероприятия», — говорит Владимир Лопатин. С помощью автоматов ОСМП сегодня можно приобрести билеты на мюзикл Mamma Mia».
E-port делает ставку на регионы. «Одна из главных задач — подключение к системе наибольшего количества местных провайдеров. Мы стремимся к тому, чтобы абоненты во всех уголках страны могли оплатить как можно более широкий перечень услуг», — говорит Александр Покровский. Задумываются в компании и о введении различных «фишек». Так, в планы e-port входит организация оплаты штрафов ГИБДД.
Аналогичный проект сегодня развивает научно-технический центр «Электронсервис» и платежная система «Лидер» на базе аппаратов самообслуживания сети «Платформа». В столице через ее процессинг работает 91 терминал, в Московской области — 11. E-port может составить серьезную конкуренцию «первопроходцам», поскольку его сеть в сотни раз больше.
«Новые возможности терминалов приведут к дальнейшему росту их популярности — здесь большую роль играет принцип одного окна: человеку удобно оплатить все услуги за один раз в одном месте», — резюмирует Владимир Лопатин. По его прогнозам, к концу 2008 года на территории России будет работать 120 тыс. платежных терминалов, из них 85 тыс. — под процессингом ОСМП.
Банкирам, в свою очередь, есть что возразить. «Все большую популярность приобретает дистанционное обслуживание клиентов — через Иинтернет и телефон. Для клиента эти способы оплаты услуг гораздо более удобны, чем «терминальный», — отмечает президент Трансстройбанка Петр Читипаховян. — Нет необходимости куда-то идти. При этом многие банки не взимают комиссии за проведение интернет-транзакций». Конкуренция удаленного обслуживания с «железными ящиками» будет усиливаться по мере повышения финансового образования граждан. И ряду владельцев терминалов придется от них постепенно избавляться — в силу нерентабельности, считает Петр Читипаховян.
Обналичка: «паршивые овцы»
Некоторые владельцы «железных ящиков» получают не только комиссии от переводов, но и доход от продажи наличных.
Ведь у терминалов, как этому ни противились некоторые чиновники и депутаты, осталась возможность не заключать агентские соглашения с банками. Поэтому многие «железные ящики» собирают неподконтрольную наличность. «Велик соблазн на ней заработать, — говорит депутат Госдумы Павел Медведев. — Терминалы нигде не регистрируются, сложно отследить, кому именно принадлежит тот или иной аппарат». Потребителю вопрос обналички сам по себе не страшен — главное, чтобы провели платеж незамедлительно.
Однако отсутствие какого-либо регулирования рынка приводит к неприятным последствиям. «
Инициативы: против частников
Законотворцы не оставляют попыток «узаконить» работу терминалов.
Недавно депутаты Госдумы Владислав Резник и Денис Волчек представили два варианта законопроекта о деятельности по приему платежными агентами средств частных лиц. Первый вариант либеральный, разрешает работать без заключения договоров с банками в том числе индивидуальным предпринимателям (ИП), не требует получения лицензии агента платежных систем и не ограничивает перечень услуг, которые можно оплачивать через киоски самообслуживания. Согласно второму документу, деятельность всех владельцев терминалов должна подлежать обязательному лицензированию. ИП не смогут принимать платежи, это будет прерогативой юрлиц. Кроме того, предлагается регламентировать перечень услуг, оплату которых можно проводить через терминалы. Около половины всех аппаратов по приему платежей принадлежит ИП. В случае принятия второго законопроекта им придется продавать «железные ящики» крупным игрокам. «На мой взгляд, нужно обязательно добиться, чтобы киоски самообслуживания работали через банки. В противном случае многие предприниматели под прикрытием «терминального» бизнеса так и будут заниматься обналичкой», — говорит депутат Павел Медведев.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ