На портале Банки.ру часто появляются
По словам директора по продуктам и маркетингу бюро кредитных историй «Эквифакс» Сергея Харченко, лишь 10—15% людей, считающих, что их кредитная история неверна, доходят в бюро или банк с сообщением об этом. Из них кредитная история исправляется у трети. Большинство же людей, несмотря на имеющиеся претензии, доказать ошибки в истории не могут или
В целом ежемесячно в «Эквифакс» обращается более тысячи человек с просьбой отредактировать их кредитную историю или вычеркнуть их из так называемого черного списка. На данный момент базы «Эквифакса» содержат 123,5 млн кредитных историй. «Обычно такие просьбы связаны с отказами в выдаче кредита и недопониманием, чем же
Эксперт также напоминает, что только заемщики, о которых в бюро была передана недостоверная или некорректная информация, имеют право на исправление кредитной истории. Кроме того, напомним, что по закону решение о внесении изменений в кредитную историю заемщика принимается бюро кредитных историй (БКИ) на основании информации, полученной от банка, в котором был открыт кредит. «Источником формирования кредитной истории является банк, только он может принять заявление заемщика или отклонить его, если нет основания для удаления или корректировки данных, — дополняет Харченко. — БКИ выступает посредником в данной «работе над ошибками»: мы можем принять заявление заемщика, передать его на рассмотрение в банк и, в случае положительного решения, исправить информацию. Но решение в любом случае остается за банком. Сроки рассмотрения заявки банком зависят от «ошибки» и в среднем занимают от 10 до 30 рабочих дней. Если необходимо исправить информацию по мошенническим кредитам, то в данной ситуации проводится внутреннее расследование, и это может занять значительно больше времени, все очень индивидуально».
В Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) ежемесячно с просьбой внести правки в кредитную историю обращается порядка 40 человек. Половина из них считает, что имеет основания для оспаривания информации в кредитной истории. Всего в бюро содержится информация о 125 млн кредитных историй.
Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков указывает, что по результатам федерального социологического исследования, проведенного по заказу Банка России, Ассоциации российских банков, НБКИ и МСП Банка, 35% респондентов полагают, что как только они ликвидируют просрочку по кредиту, запись о ней из кредитной истории удаляется. О том, что кредитная история остается с человеком на всю жизнь, знают лишь 38% опрошенных.
«Мы принимаем заявление субъекта кредитной истории и направляем запрос источнику формирования, то есть в банк. Примерно в 60% случаев банки подтверждают правомерность требований субъектов, — отмечает Волков. — Как правило, изменения вносятся в титульную часть кредитной истории и разделы, относящиеся к исполнению заемщиками кредитных обязательств. После получения соответствующего подтверждения от кредитора НБКИ вносит изменения в автоматическом режиме, как правило, в течение нескольких минут».
Как указывают в Объединенном кредитном бюро (ОКБ), в месяц к ним обращается 30 человек, желающих исправить свою кредитную историю (база бюро насчитывает свыше 120 млн кредитных историй). В 50% случаев заемщики не согласны с предоставленной банками информацией и требуют внесения изменений. Тем не менее решение об исправлении кредитной истории банки принимают по трем-пяти заемщикам в месяц. В ОКБ обращают внимание, что зачастую ошибки в кредитной истории возникают в связи с «вливанием» одного банка в другой или отзывом у банка лицензии, когда его кредитный портфель передается в другую кредитную организацию, которая еще не успела подключиться к ОКБ.
Часто заемщики обращаются непосредственно в кредитную организацию. Так, в Райффайзенбанк ежемесячно приходит около 100 клиентов с просьбой исправить кредитную историю.
«Большинство запросов об исправлении возникают при отказе в кредите при обращении в другой банк, — рассказывает член правления, руководитель дирекции по управлению рисками Райффайзенбанка Мария Минаева. — По нашим данным, в 47% из 100 случаев в месяц истории подлежат исправлению по причинам реальных ошибок. В оставшихся случаях наличие ошибок не подтверждается, и кредитная история остается неизменной».
В Ситибанке каждый месяц обрабатывается порядка 250 запросов на корректировку кредитной истории в месяц, из которых 45% непосредственно приходится на обращения клиентов, а 55% проводятся по инициативе банка (например, в результате возмещения денежных средств по оспариваемой операции).
Как отмечает руководитель подразделения по обслуживанию клиентов Ситибанка Елена Гевелинг, исходя из наблюдений, примерно 15—20% обратившихся клиентов хотят исправить реальные ошибки в кредитной истории.
«Ориентировочно по 60% обращений мы осуществляем корректирование кредитной истории и направляем обновленную информацию в НБКИ. Обновления доступны на следующий рабочий день», — говорит Гевелинг.
В ЮниКредит Банке рассказывают, что менее 2% обращений клиентов касаются неточностей в кредитных историях. «Иногда в процессе кредитного анализа наши специалисты понимают, что в базе данных БКИ объединены данные по разным людям, у которых полностью совпадают фамилия, имя и отчество. В этом случае по инициативе банка БКИ проводят процедуру разделения кредитной истории. Но это очень редкие случаи — за полгода таких было всего несколько», — делятся наблюдениями в банке.
В
«Возможные ошибки банка (в передаче данных по кредитной истории) единичны, основная масса запросов поступает до самостоятельной актуализации кредитной истории банком, то есть клиент закрывает кредит и сразу пишет, чтобы мы внесли информацию о том, что кредит закрыт», — комментирует начальник управления по сохранению клиентов
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru