• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все статьи

Виктория Смоленская: «Некоторые наши продукты опередили время»

Интервью
Дата публикации: 13.11.2009 16:13
2 144
Время прочтения: 10 минут
Источник
Деловой портал Новосибирской области
​

Платежная система «Золотая корона» была создана за четыре месяца. Директор системы Виктория СМОЛЕНСКАЯ рассказывает о конкуренции с Visa и MasterCard, преимуществах чиповых пластиковых карт и о том, как группе новосибирских программистов удалось создать крупнейшую в России сеть пунктов дистанционных платежей.

— «Золотая Корона» изначально разрабатывалась как национальная платежная система?

— «Золотая Корона» создавалась как платежная система, максимально адаптированная под особенности отечественного рынка, под российскую инфраструктуру и экономическую специфику.

Существовала задача — создать комплекс платежных технологий, во-первых, способный решить текущие насущные проблемы — автоматизацию выдачи зарплаты, расшивку неплатежей, безопасную выдачу денег вахтовикам, которые в неспокойные 90-е годы ехали целыми бригадами на заработки в Заполярье, во-вторых, обладающий повышенным уровнем безопасности и надежности, в-третьих, имеющий хороший потенциал для развития.

— И каким образом возникла идея создать «Золотую Корону»?

— Рождение «Золотой Короны» совпало с началом мирового бума электронных денег. В начале 1990−х годов произошел всплеск PC-банкинга — удаленного предоставления финансовых сервисов. Это была общемировая тенденция, и было ясно, что скоро дойдет дело и до России.

При этом Россия к началу 90-х годов прошлого века в развитии информационных технологий отставала от развитых стран примерно на 35—40 лет.

Кроме того, в России были сложности со связью — тогда даже стационарный телефон подключить была проблема. Плюс неустойчивость финансовой системы: «черные вторники», «черные четверги», инфляция 300—400%, проблема нехватки наличных средств в процессе расчетов. Как решить задачу построения совершенно необходимой стране системы электронных безналичных платежей в таких условиях? Эту задачу взялась решать группа специалистов, работавших тогда в Сибирском торговом банке и пришедших в банковскую сферу из академических институтов.

Мы считали, что нагонять шаг за шагом — стратегия, обреченная на неудачу, поэтому было решено отставание превратить в преимущество и сразу сделать ставку на более прогрессивные технологии и качественно иные подходы. Так была сделана ставка на микропроцессорные, чиповые карты.

И с февраля по май 1994 года, за четыре месяца, 12 человек сделали систему банковского пластика. Была заложена основа, которая, естественно, требовала развития. Это развитие осуществлялось, в том числе и благодаря целенаправленному обучению наших специалистов за рубежом.

— Увидеть за рубежом и скопировать — типичный ход для российского бизнеса…

— Слепого, механического копирования не было никогда.

Мы изначально исходили из посыла, что пластиковая карта — это не просто электронный кошелек, а инструмент управления банковским счетом, финансовый инструмент умного, выгодного и удобного управления деньгами. Поэтому банкомат с картой «Золотая Корона» — это не сейф, а офис банка.

Возможности чиповых карт, конечно, способствуют реализации этих идей на практике. Микропроцессор позволяет записать на карточке большой объем информации, несколько финансово-информационных приложений. Поэтому нам удается автоматизировать самые сложные сегменты рынка: повседневные платежи, пополнение счетов (не только карточного счета, но и, например, накопительных, пенсионных), налоговые отчисления, штрафы, коммунальные платежи, проезд в транспорте, предоставление льгот. «Золотая Корона» — это целый набор банковских и финансовых сервисов.

— Если говорить о России, то «Золотая Корона» — это единственная попытка создания чиповой многофункциональной карты?

— Нет, были и другие проекты, но по ряду причин они не получили успешного развития: например, не пошла работа с чипом, или созданный продукт не удалось продвинуть на рынок. Ведь главное — не просто найти идею, но и реализовать её в продукте, а продукт — тиражировать.

Рынок завоевывают те системы, которые уделяют должное внимание созданию инфраструктуры приема карт. То есть путь к успеху — это сумма множества слагаемых.

— Насколько важен в этой сумме вклад сотрудников?

— Думаю, не ошибусь, если назову этот вклад ключевым. Залог успешных разработок в инновационном бизнесе — это светлые головы, кадры. ЦФТ постоянно инвестирует в обучение и профессиональный рост сотрудников, поэтому компания укомплектована лучшими кадрами, лучшими программистами.

— Новосибирские программисты вообще считаются одними из лучших в России…

— Согласна, но ведь многие разработчики программного обеспечения работают в рамках глобальных проектов и делают небольшой кусочек какой-то программы, которая «склеивается» воедино где-нибудь в Индии или Ирландии. Наши специалисты работают, создавая продукт целиком, ориентируясь не только на конкретную задачу, но и на готовую бизнес-модель — в этом суть. Это влияет и на мотивацию, и на результат. В составе компании есть свои разработчики, аналитики. У нас есть собственное видение рынка — мы сами придумываем что-то новое, и сами быстро внедряем эти новинки.

— Каков объем инвестиций в создание системы «Золотая Корона»?

— Трудно назвать какую-то конкретную цифру. Построив завод, можно посчитать стоимость земли, стройматериалов, оборудования.

А сколько стоит создать идею? «Золотая Корона» создавалась в течение 15 лет, этот процесс продолжается и сегодня. Поэтому инвестиции распределены по времени и их оценка крайне затруднена.

Вообще же, основные инвестиции любого ИТ-бизнеса — это инвестиции в персонал, в людей, создающих инновационный продукт.

— Как вы тиражировали продукт на рынке, где давно лидировали системы «MasterCard» и «Visa»?


— Важнейшая составляющая нашей стратегии — это тесное сотрудничество с банками-партнерами. Кредитные учреждения кровно заинтересованы в распространении систем безналичных платежей, поскольку они зарабатывают на комиссиях.

На первом этапе очень помогли связи Сибирского торгового банка, у которого были хорошо отлажены связи со многими банками, а они с интересом присматривались к новинкам, в том числе и к инновационным платежным сервисам. Наша партнерская работа с банками помогает создавать финансовые продукты с глубокой локализацией, предельно отвечающие запросам конкретного банка и конкретного региона. Такая гибкость и, по сути, совместное с банками создание продуктов, конечно, помогает нам в конкурентной борьбе.

— Насколько важную роль играют в «Золотой Короне» банки Новосибирска?

— Конечно, Новосибирская область, является одним из важнейших регионов для «Золотой Короны».

Здесь очень активно работают банки-партнеры системы, в первую очередь, Новосибирский Муниципальный банк, «МДМ Банк», банк «Левобережный». Эти банки уверенно входят в ТОП-10 системы по всем основным показателям. Наши партнеры в Новосибирске вышли на очень приличный уровень оборотов по сервисам «Золотая Корона». Например, летом этого года банк «Левобережный» преодолел знаковую отметку в 1 миллиард рублей по ежемесячному обороту по картам РПС «Золотая Корона» в сети своих банкоматов. Такого же показателя достигли и остатки на картсчетах клиентов Новосибирского Муниципального банка. Банк «Левобережный» неизменно является партнером «Золотой Короны» в пилотных проектах, когда на рынок выводятся новые сервисы.

— А почему Муниципальный банк отказался от карт «Золотая Корона» и начал работать с «MasterCard»?

— Это неверная информация. Новосибирский Муниципальный банк продолжает оставаться участником РПС «Золотая Корона». В настоящее время общий объем эмитированных банком пластиковых карт составляет 228 тысяч, из них — свыше 215 тысяч карт РПС «Золотая Корона». Остальные — это кобрендовые карты MasterCard — Золотая Корона, которые принимаются в инфраструктуре обеих платежных систем и выдаются тем клиентам, кто часто выезжает за рубеж.

— Какие сложности, помимо конкуренции с международными платежными системами, существуют для распространения карт «Золотая Корона»?

— Создание ИТ-технологий — это инновационный бизнес. Мы не воспроизводим что-то уже хорошо понятное и известное, а создаем принципиально новое. Чтобы инновация прошла путь от идеи до реализации, ей приходится преодолевать множество преград и барьеров. Инновации противостоят инертность мышления, стереотипы, страх новизны, противодействия уже сложившихся рынков и их основных игроков, не заинтересованных в переформатировании и модернизации отрасли.

Коллеги одного из банков Южного федерального округа, внедрившие перечисление зарплат сельчанам на пластиковые карты, рассказывали: в одном из сел пользователи, получившие зарплату, несколько раз неправильно ввели пин-код.

Банкомат, как и запрограммировано в целях безопасности, «съел» карточку. И что сделали держатели карт? Взяли лом и расколотили банкомат, «зажавший» их кровные деньги.

В одном из регионов, где мы продвигаем систему «Электронный проездной» для безналичной оплаты проезда с помощью транспортных карт, кондукторы нашли способ «отключать» мобильный терминал, окуная его перед рейсом в ведро с водой.

— В чем смысл такого саботажа?

— Безналичные расчеты прозрачны — известно количество пассажиров, оплативших проезд по транспортным картам, виден объем поступивших денег, злоупотребления просто исключены. На каком-то этапе идет сопротивление. Иногда оно обусловлено объективными причинами. Например, сейчас стало сложнее работать с магазинами.

Раньше для предприятий торговли действовала особая налоговая льгота за проведение платежей по «безналу». Но сейчас льгота отменена, и магазинам выгоднее иметь наличные деньги. Поэтому не редкость, когда терминалы стоят под кассами, подальше от глаз покупателя.

Но чаще всего сопротивление новым технологиям связано с российской ментальностью и укоренившимися не самыми лучшими традициями. В Хакасии банк-партнер внедрил наш сервис «Карта водителя», благодаря которому штраф можно быстро и удобно оплатить на месте, по карте. Как вы думаете, у скольких сотрудников ГИДД терминалы оплаты немедленно вышли из строя?

— Как вам удалось войти на туркменский рынок — в 1996 году, когда не было системы тендеров и госзакупок?

— Ответ прозвучит буднично: Туркмении была нужна платежная система, и они выбрали нашу технологию. Наша разработка подошла по функционалу, возможностям, безопасности и надежности, поэтому на её базе и была создана национальная платежная система Туркмении «Туркменкард». Проект полностью, от процессинга до бэк-офисной части, сделан силами наших специалистов. Кстати, через год, на основе технологии РПС «Золотая Корона» была создана национальная система безналичных расчетов по пластиковым картам Республики Кыргызстан «АлайКард».

— У вас были проекты безналичных расчетов, которые так и не удалось внедрить?

— Скорее можно сказать, что некоторые наши продукты опередили время и были выведены на рынок, ещё не готовый их воспринять.

Можно привести конкретный пример — наш сервис «Мобильный платеж», или SimMp. Мы разработали и выпустили этот продукт ещё в 2002 году, лет за 5 до того, как рынок до него «дозрел». Совершение платежей при помощи мобильного телефона — это было достаточно революционно. На сим-карту мобильного оператора банк записывал ПО, позволяющее клиенту управлять своим счетом с мобильного телефона. Это очень удобная вещь: представьте, подъезжая к заправке, вы уже оплатили бензин. Удобно? Тогда мы смогли договориться с банками, с мобильными операторами, но потребитель оказался не готов.

В целом по России число клиентов, подключившихся к услугам сервиса, растет в геометрической прогрессии: за последний год оно утроилось и составило более 250 000 пользователей мобильного и интернет-банкинга. Но в некоторых регионах, например, в Бурятии, технология успешно работает в своем первозданном виде — предугадать, как инновационный продукт будет воспринят рынком, очень сложно.

— Насколько детально вы анализируете рынок, когда принимаете решение о работе над тем или иным проектом?


— Как правило, мы исследуем актуальное состояние и потребности финансового рынка, моделирование вариантов его развития, прогнозирование экономической эффективности от внедрения новой технологии. Однако иногда идея возникает мгновенно и, по сути, является готовой бизнес-моделью. Например, так было с системой «Город». Наш партнер, Кузнецкбизнесбанк, нуждался в программе контроля платежей, и мы написали её.

У нас возникла идея — а что если взять технологию мониторинга платежей и подключить к ней всех городских поставщиков услуг? Сегодня в России сеть устройств самообслуживания, позволяющая оплатить услуги по системе «Город», насчитывает более 300 000 единиц, к системе «Город» подключены более 6500 поставщиков услуг в 79 регионах России.

— За счет чего зарабатывает ЦФТ? Какую долю прибыли приносят карты «Золотая корона»?

— Совокупная выручка группы компаний «Центр Финансовых Технологий» составила в 2008 году 3 миллиарда 434 миллиона рублей. Доля процессинговых бизнесов, в том числе РПС «Золотая Корона», составляет приблизительно 50% от этого показателя.

Справка

«Центр Финансовых Технологий» (ЦФТ) — группа компаний, работающих в области информационных технологий для финансового сектора с 1991 ujlf/ Основная деятельность ЦФТ связана с проектированием, разработкой и тиражированием ИТ- решений, процессинговых услуг, IT-консалтингом. В число совладельцев компании входит Фонд прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners. Совокупная выручка группы компаний ЦФТ (за вычетом НДС) в 2008 году составила 3,2 миллиарда рублей. Доля процессинговых услуг в выручке — 37%, из них доля систем лояльности −10%. В компании работает более тысячи человек.

Платежная система «Золотая Корона»

География: более 500 городов России, Украины, Киргизии
Эмиссия: более 19 миллионов карт — банковские, социальные, транспортные, бонусные, дисконтные карты денежных переводов
Процессинг: 335.487.000 операций в год, более 10 операций в секунду
Оборот: свыше 400 миллиардов рублей в год
Банковская карта: 6 миллионов карт, 120 миллионов операций в год, 360 миллиардов рублей.

Беседовала Яна ЯНУШКЕВИЧ

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Как создать видео с помощью нейросетей: пошаговое руководство для начинающих
Как создать видео с помощью нейросетей: пошаговое руководство для начинающих
01.07.2025
3444
Несанкционированные покупки через Google Play: новый вирус ворует деньги через NFC в России
Несанкционированные покупки через Google Play: новый вирус ворует деньги через NFC в России
29.06.2025
10339
Что делать с деньгами, если ключевая ставка ЦБ в 2025 году снизится
Что делать с деньгами, если ключевая ставка ЦБ в 2025 году снизится
28.06.2025
34523
«Получила деньги от государства и открыла мастерскую»: как оформить соцконтракт на 350 000 рублей в 2025 году
«Получила деньги от государства и открыла мастерскую»: как оформить соцконтракт на 350 000 рублей в 2025 году
27.06.2025
15437
«Ваш договор просрочен» — как пенсионера пытались обмануть под видом сотрудников «Ростелекома»
«Ваш договор просрочен» — как пенсионера пытались обмануть под видом сотрудников «Ростелекома»
26.06.2025
18382
Искала работу — нашла мошенников: как не нарваться на штраф или уголовное дело в интернете
Искала работу — нашла мошенников: как не нарваться на штраф или уголовное дело в интернете
25.06.2025
20019
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
24.06.2025
27700
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
23.06.2025
15949
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
22.06.2025
18004
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
21.06.2025
8941

Материалы по теме

​«Россия — вторая страна в мире после Китая по темпам роста банковских активов»
«Мы не хотим быть маркетплейсом»
«Договориться с Лео Месси удалось достаточно быстро»
«Мы без универсальной лицензии уже не сможем»

Главная Новости Интервью Виктория Смоленская: «Некоторые наши продукты опередили время»
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+