Надия Черкасова: «Карьерные рывки у меня были связаны с кризисами»
Фото: Banki.ru

Надия Черкасова: «Карьерные рывки у меня были связаны с кризисами»

7557

Председатель правления НБ «Траст» Надия ЧЕРКАСОВА в интервью «Банковскому обозрению» раскрывает секреты впечатляющей карьеры, которые чем-то похожи на секреты чудесных английских газонов. Чтобы добиться успеха, нужно мыслить нестандартно, не бояться нового, а главное — целенаправленно работать долгие годы.

— Надия, вы единственная женщина, занимающая должность председателя правления банка из топ-30. Относитесь ли вы к этому, как к выдающемуся достижению?

— Вы знаете, место банка в рейтингах по активам или капиталу — это заслуга акционеров. А вот то, что, например, за последние два года «Траст» увеличил клиентскую базу в 4,5 раза — это заслуга команды топ-менеджеров банка, включая меня. Ну а если говорить о сугубо персональных достижениях, то я горжусь, что в 2007 году вошла в топ-35 женщин — лидеров бизнес-проектов по версии журнала World Business. В этот список включаются женщины в возрасте до 35 лет, а поиск проектов по всему миру спонсируется компанией Shell. А размер банка… если бы я его с нуля построила — тогда другое дело.

— С другой стороны, руководство крупным банком можно рассматривать как личное карьерное достижение… По поводу карьеры. У нас в отрасли чуть ли не 80% работающих — женщины. Однако если рассматривать топ-менеджмент, то картина прямо противоположная. Почему, как вы думаете?

— Я думаю, что, начиная с определенного уровня, гендерный фактор становится вторичным, а на первое место выходит то, насколько менеджер соответствует ожиданиям акционеров. Им ведь все равно — женщина перед ними или нет, а если женщина, то блондинка она или брюнетка, худая или толстая и т. д. Главное — насколько человек способен достигать целей. Условно говоря, может ли он на рубль собственников заработать 50 копеек. Если да, то все остальное неважно.

— Судя по всему, у мужчин лучше получается зарабатывать эти 50 копеек?

— Это распространенный стереотип. На рынке труда сложилось устойчивое представление, что руководителем должен быть обязательно мужчина. Ведь по сравнению с женщинами, у мужчин больше возможностей и времени, чтобы проявлять себя на работе. А на женщин, помимо работы, традиционно возложены обязанности, связанные с домом и семьей.

Поэтому у работодателей зачастую срабатывают клише, когда на определенной позиции хотят видеть только мужчину. Но лично я, честно говоря, в своей карьере старалась такие компании обходить стороной, потому что они сами загоняют себя в рамки условностей. А что можно создать с такими людьми? Сегодня их волнует гендерный вопрос, завтра возникнет национальный, а сама работа останется за кадром. Такие вещи сразу видны во время собеседования: «Мы бы хотели видеть мужчину, вы женщина, но поумнее, поэтому так и быть мы вас возьмем». Спасибо, конечно! Но не только работодатель выбирает работника, но и наоборот. Я никогда не выбирала таких работодателей, для которых подобные вопросы были важны.

— Можете описать личные качества, которые, на ваш взгляд, помогли вам в карьере?

— На первое место я бы поставила стремление к познанию всего нового. Если сталкиваюсь с новинкой — я это обязательно попробую и освою. Еще умение посмотреть на ситуацию нестандартно. И сильная самомотивация, она не дает стоять на месте. Эти качества помогают мне, если хотите, обходить тех или иных людей, если рассматривать карьерный рост как некое соревнование.

Большие карьерные рывки у меня были связаны с кризисами 1998 и 2008 года. В 1998 году я работала начальником кредитного отдела нижегородского филиала Инкомбанка. Тогда в кризис ЕБРР открывал филиал КМБ-банка в Нижнем Новгороде и им нужен был человек, который возглавил бы команду нового регионального подразделения. Я же в свое время проходила у них тренинг, получив аккредитацию кредитного инспектора. Должность управляющего предложили мне. Когда я пришла к своему начальнику, он мне сказал: «Ты с ума сошла? Ты же никого не знаешь — ни губернатора, ни мэра, ни начальника ГУ ЦБ!» Но я ни секунды не сомневалась, поскольку для меня это была уникальная возможность перейти на совершенно другую ступень.

Открытие филиала курировал экспат-американец. Он мне сказал: «Я тоже не знаю начальника ГУ ЦБ. Давай запишемся к нему на встречу. Надо сделать так, чтобы он нас запомнил». А у того начальника как раз был день рождения. Все банкиры шли к нему с дорогими подарками. Выделиться на этом фоне было очень трудно, тем более в сравнении с крупным банками. Поэтому мы купили ананас и испекли печенье. И вот представьте картину — дело было в январе 1999 года — мы приходим знакомиться с начальником ГУ ЦБ с ананасом и домашним печеньем. Он нас и запомнил.

Может, это в какой-то степени смешной пример, но такой подход применим и в серьезных вещах. Например, возьмем кризис 2008 года. Безусловно, не было такого банка, который бы не затронул экономический кризис. Но мы подумали: «Хорошо. С одной стороны, кризис — это ограничение, но давайте посмотрим на него как на возможность». У «Траста» на тот момент была маленькая сеть офисов в Москве. А тут мы увидели, что освобождаются отличные, топовые места: Арбат, Ленинский, Кутузовский проспект, Садовое кольцо, проспект Мира и т. д. До осени 2008 года получить помещение под офис в таких местах было почти невозможно. А в кризис торговые компании, различные бутики начали съезжать, а арендодатели стали снижать цены. Мы оценили, что для нас это — отличная возможность зафиксироваться на таких местах, которые через некоторое время начнут генерировать поток клиентов — если не через полгода, то через год, кризис же не будет вечным. Так и произошло.

— Вы себя считаете амбициозным человеком?

— Думаю, что да. Я верю в то, что очень многие вещи зависят лично от меня. Можно сложить руки и впустую тратить месяцы и годы, ворча, что у тебя плохой начальник, к примеру. А можно пойти и сделать что-то важное и заметное в это время. Мне не нравится зависеть от кого-то другого. Вот это я называю амбициями.

— Насколько в карьере менеджера важен самопиар?

— Это нормально, когда человек не только достигает результата, но и умеет этот результат правильно донести. Я считаю, плох тот руководитель, который не может в хорошем смысле пропиарить свое подразделение внутри банка. Почему, например, я должна стесняться того, что я вошла в список женщин — лидеров бизнес-проектов? Простой пример — государственные чиновники. Мы видим в новостях в основном какие-то негативные ситуации: случаются аварии, президент устраивает разнос и т. д. Но наверняка есть и какие-то положительные результаты работы, о которых просто не рассказывают должным образом. Словно нас изо дня в день программируют на негатив и бездействие. Я считаю, что о достижениях нужно рассказывать без стыда. Позитивные примеры, чужие успехи в здоровом обществе должны мотивировать людей на действия. Поэтому я считаю, что самопиар — это хорошо.

— А, например, ваш блог на Банки.ру какую цель преследует?

— Это уже касается стратегии самого банка. Наша целевая аудитория — активные люди в возрасте от 28 до 45 лет. Ведение этого блога — сигнал нашей ЦА: мы открытые, доступные, с нами можно общаться, любой человек может написать мне, предправления банка, и получить ответ. А письма, кстати, бывают самые разные.

Как-то один человек написал мне, что, конечно, легко исповедовать позитивный настрой, когда папа и мама обеспечили всю жизнь с самого начала. То есть, он думал, что я с детства ела серебряной ложкой с золотого подноса. Я же переехала в Москву в 2000 году из Нижнего Новгорода. И школу, и университет я окончила там. А свою жизнь в Москве начинала с того, что снимала даже не квартиру, а комнату — другую комнату снимала другая девушка. Я ему ответила, рассказав немного о своем жизненном пути. Надеюсь, мой пример доказал ему, что достичь чего-то можно и самому, без помощи богатых родителей.

Безусловно, блог — это хорошая обратная связь с клиентами и сотрудниками. В любой большой структуре — это, кстати, еще раз к вопросу о самопиаре внутри банка — есть проблема с получением реальной картины происходящего. А интернет-пространство, блог, располагает людей к откровенности. Мы также активно с этой целью используем Facebook, Twitter и Youtube, где аналитики банка комментируют злободневные экономические темы и т. д. Задачи, чтобы меня узнавали на улицах, я перед собой не ставлю.

— Вы говорили, что мужчины имеют больше времени для карьеры, тогда как у женщин есть и другие обязанности. Как вам удается совместить работу и семью, тем более что в прошлом году у вас родилась дочка?

— Безусловно, это определенный челендж. Но знаете, для мужчин это тоже челендж — оставаться членом семьи. Для себя я решаю этот вопрос очень просто. Есть вещи, которые можно аутсорсить, а все приятное, что есть в семье, оставлять себе. Например, выходные проводить вместе… Я никогда не работаю по субботам и воскресеньям и твердо придерживаюсь этого правила. Я не могу даже вспомнить, когда последний раз работала в выходные — это для меня табу.

Дочку я всегда укладываю спать сама — хочу, чтобы, засыпая, она слышала мой голос, даже специально для нее придумала колыбельную. Но есть вещи, неважные для взаимоотношений с ребенком — например, дочке точно все равно, я ли поглажу пеленки или это сделает няня.

Детей нужно воспринимать не как ограничение, а совсем по-другому. Как-то я прочла про одну деловую женщину, у которой семь детей! И она рассказывала, что для нее такая большая семья стала колоссальной мотивацией. Потому что когда у тебя много детей, тебе уже сложно жить в малогабаритной квартире — нужен дом, нужен нестандартный номер в гостинице и т. д. То есть наличие детей мотивирует к тому, чтобы делать больше. И я с ней согласна. У меня тоже с рождением ребенка усилилась мотивация.

Я уверена, что если кто-то организован в бизнесе, то он сможет быть организованным и в семейных отношениях. Ну и не надо лениться, конечно, поскольку всегда можно порадовать близких людей, пусть даже это будет мелочь. Например, когда я была в декретном отпуске, однажды попросила мужа купить журнал, который я постоянно читаю. Недавно я вернулась домой и увидела свежий номер того самого журнала. Я не стала говорить, что мне его выписывают на работе, поскольку было приятно, что он запомнил и купил его для меня. Вообще, я и в бизнесе придаю большое значение деталям, и в личной жизни придерживаюсь того же принципа.

— Как вы отдыхаете и проводите свободное время? Чем увлекаетесь? Понятно, что с ребенком привычный уклад изменился, но тем не менее.

— Я считаю, что надо в обязательном порядке нагружать себя физически, поэтому занимаюсь йогой. А мое главное увлечение — это, пожалуй, работа. Я ее фанат. Если читаю журналы, то только деловые — уже и не помню, когда я покупала женский глянец. По магазинам я тоже давно не хожу, потому что все покупаю через Интернет. Из любимых увлечений… я очень люблю европейское кино, люблю читать, но если вы спросите, что я читала в последний раз, то это была книжка «Гуси-лебеди», купленная для дочки (смеется). Раз в месяц обязательно стараюсь встретиться с друзьями — не по какому-то поводу вроде дня рождения, а просто встретиться в субботу, пообщаться за завтраком.

— Какой совет вы могли бы дать начинающим карьеристкам в хорошем смысле этого слова?

— В построении карьеры очень важно двигаться целенаправленно. Выбрав один раз сферу деятельности — банковский бизнес, я ее уже не меняла. Сначала была кредитным инспектором четвертой категории, потом третьей и второй, затем — начальником кредитного сектора, далее — начальником кредитного отдела, руководителем регионального представительства, руководителем региональной сети банка, директором по бизнесу, зампредом, наконец, председателем правления. Так что надо выбрать любимое дело, видеть цель и стремиться к ней — это самое главное. Тогда успех гарантирован.

Досье «БО»

Надия Черкасова родилась 11 декабря 1971 года во Владимире. В 1994 году окончила экономический факультет Нижегородского государственного университета им. Лобачевского.

C 1994 по 1998 год — кредитный инспектор, затем начальник отдела кредитования частных клиентов и малых и средних компаний в филиале «Нижегородский» Инкомбанка. С 1999 года — в КМБ-банке, прошла путь от руководителя нижегородского представительства до замдиректора по развитию бизнеса — члена правления. С 2005 года — в НБ «Траст»: управляющий директор по развитию малого и среднего бизнеса, затем руководитель корпоративного блока НБ «Траст». С 2009 года — председатель правления банка. Замужем, воспитывает дочь.

Беседовал Александр ГОЛОВИН