• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все статьи

Владимир Голубков: «Люди стали более разборчивыми»

Интервью
Дата публикации: 24.09.2012 07:00
5 278
Время прочтения: 13 минут
Автор
Наталья Романова, главный редактор в Банки.ру до 2019 года
Наталья Романова главный редактор в Банки.ру до 2019 года
Источник
Banki.ru
Темы
Росбанк
​

Председатель правления Росбанка Владимир ГОЛУБКОВ рассказал порталу Банки.ру, на что жалуются после объединения клиенты BSGV, почему система страхования вкладов развращает население, а иностранные банки уходят из России.

— Совсем недавно Россия вступила в ВТО. Что в этой связи изменится для Росбанка как для дочерней структуры иностранного банка? Как это скажется на российских банках, с точки зрения их клиентов?

— Для Росбанка абсолютно ничего не изменится. Иностранные банки в России давно представлены своими «дочками». А членством в ВТО возможности открытия филиалов иностранных банков не предусмотрены. Зарубежные финансовые институты, как и раньше, могут открывать здесь свои дочерние банки, участвовать без ограничений в капитале российских банков. В этом, пожалуй, наше существенное отличие от ряда развивающихся стран, таких как Индия, Китай, где существует ограничение на участие иностранных банков в капитале местных банков. У нас такую меру не применяли. Правда, есть регулирование на уровне общего размера иностранного капитала в банковской системе, такой лимит Центральным банком установлен, но, насколько я знаю, сейчас он не заполнен.

Вступление России в ВТО, скорее, окажет влияние на наших клиентов, которые работают в таких областях, как сельское хозяйство, машиностроение, автомобилестроение. Прежде были определенные торговые барьеры, которые со вступлением в ВТО пропадают. Для них изменяется модель ведения бизнеса. Но все равно это не произойдет мгновенно, существует достаточно длительный переходный период, для каких-то отраслей — даже 5—7 лет. Соответственно, время для адаптации будет как у наших клиентов, так и у банков.

— Французская группа Societe Generale, которой принадлежит Росбанк, объединяла в России свои банковские активы под брендом вашего банка. Как изменился портрет вашего клиента, частного и корпоративного, после покупки у материнской компании «ДельтаКредита» и «Русфинанса» и объединения Росбанка с BSGV?

— Клиентская база значительно расширилась. Дело в том, что Росбанк, как и BSGV, концентрировался на определенном типе клиентов. Одним из результатов нашего объединения с BSGV стало то, что Росбанк превратился в действительно универсальный банк, обслуживающий все категории клиентов. Если мы возьмем историческую ретроспективу, то в рознице Росбанк ориентировался на массовый сегмент, с которым мы активно работали в регионах: спасибо нашей региональной сети. Это наше конкурентное преимущество, что мы можем работать фактически со всеми клиентами на всей территории России. Мы также активно работали с VIP-сегментом, это одно из сильных наших направлений. Зато у нас было не много клиентов категории mass-affluent, то есть верх среднего класса. А для BSGV это был основной тип клиентов. Таким образом, после объединения у нас сформировался полный спектр розничных клиентов — начиная с самых массовых. Ими занимается «Русфинанс», наш дочерний банк, специализирующийся на потребительском кредитовании и автокредитовании. Также стоит отметить ипотеку, которую развивает «ДельтаКредит», тоже дочерняя структура Росбанка.

Если говорить о корпоративных клиентах, то до объединения Росбанк традиционно работал с малым бизнесом, с индивидуальными предпринимателями, а также с крупной российской клиентурой. То есть это крупные компании, но не мирового уровня, как «Газпром» или «Роснефть». BSGV работал со средними корпорациями. Кроме того, совместно с парижскими коллегами из корпоративного инвестиционного банкинга банк обслуживал интересных крупных российских клиентов на международных рынках. И еще один сегмент клиентов, который был тоже характерен для BSGV, — это международные компании, работающие в России: «Метро», «Ашан» и многие другие французские компании. Это тоже тот сегмент, который Росбанк получил после объединения. Теперь наш портфель корпоративных клиентов включает все категории клиентов.

— Некоторые ваши клиенты, а наши посетители жалуются в «Народном рейтинге», что после объединения банков качество обслуживания снизилось. Прежде всего это касается клиентов, которые привыкли к обслуживанию в BSGV. Как вы решаете эту проблему?

— Безусловно, этот эффект есть. Дело в том, что при объединении происходят изменения и люди перестают получать то, чем пользовались всегда. Хотя на самом деле спектр продуктов и услуг, предоставляемых клиентам того же BSGV, значительно расширился. У них, например, не было классических кредитных карт, а были только карты с овердрафтом. Сейчас есть разнообразные кредитные карты, и с отложенным платежом, и револьверные, и мультивалютные. До нашего объединения у BSGV не было также развитого интернет-банка, а сейчас он есть. Другое дело, что раньше клиенты получали выписку в каком-то одном виде, сейчас стали получать другую, потому что произошла миграция на единое программное обеспечение. Естественно, привычные вещи частично ушли.

Сегодня для нас качество обслуживания, удовлетворенность наших клиентов — одни из самых важных приоритетов, на которые мы обращаем пристальное внимание. Мы создали специальное подразделение в нашем розничном департаменте, которое работает с клиентами ex-BSGV и мониторит их удовлетворенность. У нас также есть подразделение по контролю качества, которое собирает всю информацию о жалобах неудовлетворенных сервисом клиентов, обратившихся в банк через сайт, в письменном виде, по телефону в колл-центр. Когда «карточка не принимается, банкомат не работает и вообще все плохо», данное подразделение все эти случаи расследует и принимает соответствующие меры. Безусловно, далеко не всегда проблема состоит в нас или наших сотрудниках. Иногда бывает, что проблема связана с клиентом, но тем не менее каждый такой случай требует очень внимательного рассмотрения и подхода, потому что удержать клиента гораздо проще, чем привлечь нового.

— У вас произошел отток клиентов из BSGV?

— У нас растет число активных клиентов. Увеличивается глубина проникновения продуктов, а значит, и общая удовлетворенность клиентов. Я слукавил бы, если бы сказал, что вообще никто не ушел, все абсолютно счастливы и довольны — так не бывает. Но мы видим: в результате объединения в целом у нас стало больше клиентов, в том числе активных.

— Какая в среднем глубина проникновения продуктов по розничным продуктам?

— Сейчас у нас порядка четырех продуктов на человека, это очень хороший показатель. Прежде всего, мы изменили подход к обслуживанию клиентов — от продажи отдельных продуктов перешли к клиентоориентированной модели, стали делать пакетные предложения. Благодаря нашей совместной работе, в частности, со страховой компанией Societe Generale Insurance, мы стали продавать больше страховых продуктов, чего раньше не было. Логика тут проста: когда человек пользуется разными продуктами и лучше понимает возможности, которые предоставляет ему банк, это повышает его лояльность к банку.

— Согласно данным информационно-аналитической службы портала Банки.ру, с начала года у вас на 9% вырос кредитный портфель по рознице. И в основном благодаря увеличению длинных кредитов, ссуд со сроком выше трех лет. Это произошло за счет ипотеки?

— По нашим данным, у нас портфель вырос на 8%. Видимо, расхождения в данных из-за разницы в методике расчетов. Да, увеличение происходит в основном за счет ипотеки. Большие нецелевые ссуды у нас предоставляются на срок до трех лет.

— А фондирование по ипотеке у вас происходит за счет материнской структуры?

— Мы от материнской структуры сейчас вообще средств не привлекаем. Наоборот, даже возвращаем те средства, которые были привлечены в рамках ипотечных и потребительских программ. У нас есть открытая линия. Но дело в том, что с введением «Базеля-III» для материнской структуры фондирование становится очень дорогим.

До объединения в Росбанке фондирования от группы не было. У нас было и пока сохраняется фондирование в рамках ипотечного и потребительского кредитования и частично — по крупным корпоративным клиентам BSGV. Это были связанные сделки, когда фондирование крупных компаний уровня «Газпрома», «Роснефти», «ЛУКОЙЛа» происходило за счет средств материнской компании.

На нашем рынке проблем с ликвидностью у российских крупных банков особых нет. Во-первых, потому что ЦБ и Минфин насыщают рынок, во-вторых, у крупных банков есть возможность выпускать бонды. Проблема в стоимости фондирования, особенно валютного. Достаточно сложно найти на местном рынке приемлемое по цене фондирование, чтобы обеспечить маржу по крупным корпоративным кредитам.

— На процентных доходах уже особо не заработаешь. Вы намерены увеличивать комиссионные доходы?

— Что касается розничного бизнеса, здесь маржа относительно высокая, особенно по кредитам наличными, кредитным картам, автокредитам. Тем не менее в этом портфеле у нас наблюдаются более высокие темпы роста комиссионного дохода по сравнению с процентным, в первую очередь за счет продажи страховых продуктов. Для нас рост комиссионного дохода — важная цель, потому что мы понимаем, что маржа постепенно сжимается.

— В середине августа Росбанк поднял ставки по рублевым вкладам…

— Следуем за рынком, мы же ориентируемся на местное фондирование. Я думаю, что в сентябре и другие банки с иностранным участием поднимут ставки. В регионах Росбанк — это российский банк, который всегда работал на местном рынке, его там так и воспринимают. Поэтому мы должны конкурировать с крупными государственными банками.

— Сейчас банки активно поднимают ставки, и вкладчики несут деньги туда, где предлагают больший процент, не заботясь о финансовом положении кредитной организации. Ведь система страхования гарантирует возврат 700 тысяч в любом случае. Вам не кажется, что ССВ на самом деле развращает вкладчиков?

— Я всегда об этом говорю. Во-первых, я считаю большой ошибкой компенсировать процентную ставку. Что происходит? Клиент кладет под высочайший процент деньги в банк, о котором ничего не знает и не хочет знать. Зато он знает, что система страхования вкладов работает эффективно. Дальше в лучшем случае этот мелкий банк инвестирует в какие-то проекты своих акционеров и работает успешно, возвращая в итоге деньги. Но часто случается, что банк «схлопывается», его банкротят, а выплаты производятся за счет крупных банков — основных плательщиков в фонд страхования.

С этой точкой зрения согласны и мои французские коллеги. Мы несколько раз озвучивали свою позицию на встречах с регулятором. Да, система страхования вкладов должна быть, но не должна позволять людям зарабатывать, грубо говоря, «на халяву». Кроме того, отчисления в фонд страхования должны зависеть не только от размера остатков на счетах, но и от рейтинга банков, качества их кредитного портфеля.

В том числе из-за высоких ставок по вкладам банки не могут нормально кредитовать экономику, выдавать доступные кредиты. Нам говорят выдавать ипотеку под 6% годовых. Это можно сделать, если цена привлечения 4% или 5%, но никак не 10%.

— Вы сотрудничаете с АСВ в качестве агента по выплатам вкладчикам банка?

— У нас был такой опыт в некоторых регионах, но, честно говоря, это не профильный бизнес, и он сильно повышает нагрузку на отделения. К тому же пострадавшего человека, когда он озабочен получением денег, далеко не всегда получается заинтересовать новым банковским продуктом или услугой.

— Многие банки с крупной розничной сетью решают проблемы очередей с помощью терминалов, многофункциональных банкоматов, интернет-банка…

— Мы тоже стараемся это делать. Вообще, за дистанционными сервисами будущее банка. Конечно, мы не можем конкурировать с НКО, которые обладают широкой сетью терминалов. Зато мы можем наращивать количество сервисов наших банкоматов, телефонный банк, интернет-банк. У нас сейчас около 3 тысяч собственных банкоматов, с учетом сети Объединенной расчетной системы (ОРС) и других банков-партнеров — около 23 тысяч.

— Покупать терминальные компании не думали?

— Да, мы рассматривали такую возможность, но это экономически нецелесообразно.

— С какими банками вы планируете заключать договоры по объединению банкоматных сетей?

— Недавно мы договорились с Альфа-Банком. Сейчас ведем переговоры с другим крупным банком. Пока не могу назвать эту кредитную организацию, но обещаю, что будет интересно. Вообще, наша задача — увеличить банкоматную сеть в рамках ОРС до показателей, сопоставимых с сетью крупнейшего банка — это единственный реальный способ с ним активно конкурировать. У них более 40 тысяч банкоматов, у нас около 23 тысяч АМТ. Думаю, реально достичь отметки в 30 тысяч, но это перспектива следующего года.

— Каковы планы банка на 2012 год, помимо развития дистанционных каналов обслуживания?

— Мы будем активно развивать розничный бизнес, в частности депозиты. У нас сейчас соотношение депозитов к кредитам 1 к 1,2. В идеале, конечно, нужно прийти к пропорции 1 к 1. Другое важное направление — сервисы, связанные с комиссионными доходами. Не будем забывать и о кредитном портфеле — мы третий банк в России по портфелю розничных кредитов, и собираемся им оставаться. Что касается корпоративного бизнеса, все будет сильно зависеть от ситуации на рынке. Здесь мы хотим сделать упор на комплексное обслуживание клиентов. Планируем хорошо вырасти в сегменте МСБ.

— Ваши корпоративные клиенты стали вести свой бизнес более осторожно, опасаясь новой волны кризиса, о которой сейчас так много говорят?

— Я бы так не сказал. Дело в том, что сегодня наша экономика подготовлена намного лучше, чем в 2008 году. Сегодня у компаний нет такой закредитованности, как это было ранее. Сейчас мы наблюдаем очень высокую степень готовности большинства наших клиентов к возможному наступлению кризиса. Некоторые компании даже сознательно не наращивают бизнес, мотивируя эту тактику следующим образом: «Сегодня мы берем ровно столько, сколько можем освоить, потому что опыт прошлого кризиса показал, что нельзя объять необъятное».

— Вы не ожидаете, что не только юридические лица, но и граждане станут меньше брать кредитов из-за кризиса?

— Пока мы видим прямо противоположную тенденцию. Банк России прогнозировал изначально 20-процентный рост кредитного портфеля за год. А он уже за первое полугодие увеличился почти на 18%. Некоторые экономисты и аналитики объясняют это отложенным спросом, недобранным в течение кризиса. Для меня это спорное утверждение, я считаю это формированием нового спроса на кредиты, так как увеличивается спрос именно на потребление.

— Как, по вашему мнению, изменилась финансовая грамотность населения после кризиса? Люди сейчас лучше понимают, какие они покупают продукты, в частности кредитные?

— Безусловно, люди стали более разборчивыми. Например, мы видим меньшую активность в потребительском кредитовании, этот сектор более подвержен влиянию горячего спроса. Мы видим, что люди склоняются к более традиционным банковским продуктам, например к кредитным картам. В отличие от потребительских кредитов карты дешевле и удобнее. О повышении грамотности свидетельствуют и те запросы, которые идут в колл-центр. Люди уже не звонят просто со словами «дайте кредит», а подробно интересуются условиями. Они начинают понимать, что иногда выгоднее сесть и разобраться в том, что не очень сложно.

— Руководители многих крупных банков считают, что надзор над крупнейшими финансовыми институтами должен отличаться от надзора над всеми остальными. Вы согласны с таким мнением?

— Нет, с моей точки зрения, должен быть равновесный подход ко всем. Я, скорее, за ужесточение надзора над теми, кто занимается, скажем так, «схемами» в рамках одного банка. Я не имею в виду злоупотребления или криминал. Я говорю про случаи, когда люди используют банки для фондирования собственного бизнеса, невзирая ни на какие риски. В отношении этих банков надзор, конечно, надо усилить. Не должно быть банков, которые «равнее» других, примеры Банка Москвы и Межпромбанка уже навязли в зубах. В принципе, считаю, что Центральный банк в существующих условиях делает достаточно много. Не забывайте, что в нашей стране около 900 банков, так что система регионального надзора достаточно сложная по объективным причинам.

Для банков актуальна другая проблема, к которой ЦБ не имеет отношения, — я имею в виду переход на МСФО. Для международных банков это ключевой вопрос, потому что мы вынуждены жить в двух системах отчетности. Они кардинально разные, но ни одна международная группа не может жить без МСФО, а Банк России не может жить без РСБУ. Это очень сильно перегружает банк, повышает административные расходы, поскольку фактически мы содержим не одну бухгалтерию, а две. Очень сложно иногда между собой сопрягать систему расчета валютных резервов, открытые валютные позиции и так далее. Причем я не могу сказать, что МСФО лучше РСБУ или наоборот. Каждая система имеет свои плюсы и минусы.

— Не так давно «дочка» крупнейшего частного банка Швеции Svenska Handelsbanken объявила о прекращении работы в России. Это не единственный банк с иностранным капиталом, который уходит из страны. Почему это происходит, на ваш взгляд?

— Проблема в том, что та модель, которую развитые иностранные банки выстраивали раньше, как в России, так и в других странах, умерла. Много лет их материнские структуры ссужали «дочкам» в развивающихся странах дешевые деньги, которые затем размещались там по более высокой цене. С введением «Базеля-III» европейские и американские банки лишились этой системы. Теперь если у банка нет мощной местной базы депозитов, возможности получать местное фондирование, работать на локальном рынке, то нет и никаких преимуществ. Поэтому если кто из иностранных банков может прийти в Россию, так это азиатские финансовые институты.

— Почему же они к нам не приходят?

— Есть ряд ограничений культурологического характера. Эти банки у нас никогда особо не работали. Я думаю, они сейчас делают ставку на внутренний рынок. В принципе, экспансия восточноазиатских банков возможна, особенно в Сибирь и на Дальний Восток.

— В середине 1990-х годов вы возглавляли эквайринговую компанию UCS, впоследствии ставшую структурой Росбанка. В самом банке вы работаете уже 10 лет. Вам не хотелось сменить сферу деятельности?

— Практически все эти 10 лет мы кого-то присоединяли, объединяли, покупали, продавали. За это время у нас не было двух одинаковых лет. Я застал еще «ОНЭКСИМ», участвовал в создании Росбанка, потом присоединял к Росбанку банки ОВК, затем был достаточно длительный процесс покупки банка французской группой. Фактически можно сказать, что за 10 лет я поработал уже в трех организациях. И до сих пор на этом поприще мне есть к чему стремиться.

Беседовала Наталья РОМАНОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Как скачать и установить приложение Google Play Market на Android бесплатно: инструкция по установке на телефон
Как скачать и установить приложение Google Play Market на Android бесплатно: инструкция по установке на телефон
19.05.2025
4543
Как платить зарплату сотрудникам — полный порядок выплат по ТК РФ
Как платить зарплату сотрудникам — полный порядок выплат по ТК РФ
18.05.2025
4386
Как оформить самозанятость — пошаговая инструкция и советы
Как оформить самозанятость — пошаговая инструкция и советы
17.05.2025
8000
Готовы ли вы к дачным испытаниям в 2025 году: тест
Готовы ли вы к дачным испытаниям в 2025 году: тест
16.05.2025
2692
С 2025 года россиянам запретили продавать участки земли без межевания: что делать в такой ситуации
С 2025 года россиянам запретили продавать участки земли без межевания: что делать в такой ситуации
16.05.2025
8136
Страховая после смерти застрахованного отказала семье в выплате: что делать и как получить деньги
Страховая после смерти застрахованного отказала семье в выплате: что делать и как получить деньги
16.05.2025
4709
«Выплатили лишь гарантийную сумму»: что делать, если инвестиционная часть ИСЖ обнулилась
«Выплатили лишь гарантийную сумму»: что делать, если инвестиционная часть ИСЖ обнулилась
15.05.2025
6002
Как создать ООО
Как создать ООО
15.05.2025
2296
Как зарегистрировать ИП
Как зарегистрировать ИП
14.05.2025
2720
«Сосед поставил забор на моем участке»: как правильно проводить межевание в 2025 году
«Сосед поставил забор на моем участке»: как правильно проводить межевание в 2025 году
12.05.2025
45871

Материалы по теме

Сергей Носов о ребрендинге «Фридом Финанс» и преимуществах перед традиционными банками
Виктор Бондарович, «БКС Мир инвестиций»: «Наш единственный реальный конкурент — это инфляция»
«В 2022 году мы можем увидеть 60—62 рубля за доллар» и другие шокирующие прогнозы Стина Якобсена из Saxo Bank
Евгений Абузов, банк «Уралсиб»: «Две трети активных клиентов уже не ходят в офис банка»

Главная Новости Интервью Владимир Голубков: «Люди стали более разборчивыми»
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+