Андрей Донских: «О продаже контрольного пакета «Уралсиба» речь не идет»

Андрей Донских: «О продаже контрольного пакета «Уралсиба» речь не идет»

5389

Среди крупнейших частных российских банков «Уралсиб» уверенно занимает шестую-седьмую позицию по размеру активов и пятую-шестую — по размеру капитала. Объем кредитного портфеля на конец 2007 года по РСБУ составил 208,7 млрд рублей. Почему банк «Уралсиб» больше не инвестирует в акции, как меняется структура управления финансовым блоком активов Николая Цветкова и на чем банк намерен зарабатывать в будущем, в интервью газете Busines & Financial Markets рассказал председатель правления банка «Уралсиб» Андрей ДОНСКИХ.

Какова позиция акционеров в отношении стратегического развития банка?

Сейчас мы рассматриваем три принципиальных варианта дальнейшего стратегического развития банка и финансовой корпорации в целом: органический рост, привлечение стратегического партнера и IPO.

На сегодняшний день все эти возможности остаются открытыми — принятых в пользу одного из вариантов решений на уровне совета директоров и собрания акционеров пока нет. Есть ясная позиция главного акционера (Николай Цветков.— B&FM): ни в коем случае речь не будет идти о продаже контрольного пакета. Вот это решение принято однозначно и более не обсуждается.

На каком этапе развития находится сегодня банк?

В течение долгого периода «Уралсиб» развивался преимущественно методом слияний и поглощений. За 20 лет мы прошли путь от небольшой инвестиционной компании до одного из ведущих финансовых холдингов страны. За эти годы мы провели несколько сделок, по своим объемам, масштабу и сложности решаемых задач признанных крупнейшими за последнее десятилетие не только в России, но и в целом в Центральной и Восточной Европе. В результате к этому моменту мы сумели успешно и в кратчайшие сроки завершить сложнейшие процессы по юридическому оформлению сделок, итогом которых стало создание объединенного банка «Уралсиб» — игрока федерального уровня, обладающего третьей после Сбербанка и Россельхозбанка сетью отделений и филиалов.

Общее количество офисов продаж банковской группы превышает 550, обеспечивая нам присутствие во всех федеральных округах РФ, кроме пока Дальнего Востока.

Теперь мы находимся на новом цикле эволюции бизнеса. Перейдя от стадии экстенсивного развития к этапу активного органического роста, сегодня мы концентрируем наши усилия прежде всего на создании действенной системы управления эффективностью, адекватной текущим масштабам. В структуру банковского бизнеса ФК «Уралсиб» сейчас входят три банка — ОАО «Уралсиб» с двумя головными офисами в Москве и Уфе, «УралсибЮгбанк» в Южном федеральном округе и Стройвестбанк в Северо-Западном федеральном округе. При этом объединение банков, входящих в структуру ФК (ОАО «Банк «Уралсиб»», ОАО «Стройвестбанк», ОАО «Уралсиб-Югбанк»), в одно юридическое лицо или переход на единую акцию не планируется, они будут работать под своими брэндами.

Каковы итоги деятельности банка за 2007 год и ближайшие планы?

Среди крупнейших частных российских банков «Уралсиб» уверенно занимает шестую-седьмую позицию по размеру активов и пятую-шестую — по размеру капитала. Объем кредитного портфеля на конец 2007 года по РСБУ составил 208,7 млрд руб., из них 138,7 млрд руб. приходилось на корпоративный портфель и 70 млрд руб.— на розничный. При этом около 80% как активов, так и доходов мы формируем в регионах.

Основным направлением в розничном бизнесе остается ипотека: ориентировочно в 2007 году доля ипотеки в портфеле кредитов физическим лицам у нас составила 44%. Наша цель — оставаться в топ-5 российских банков по объему выданной ипотеки (в 2007 году мы заняли третье место по количеству выданных ипотечных кредитов и четвертое место — по объему). Также мы намерены максимально активно развивать направление кредитных карт и потребительское кредитование.

В корпоративном банкинге мы традиционно являемся банком среднего и малого бизнеса. В 2007 году «Уралсиб» разработал стандартизированную линейку продуктов для малого кредитования и микрофинансирования, и в прошлом году мы выдали около 50 тыс. кредитов малому бизнесу, заняв по этому показателю первое место среди частных российских банков.

По-прежнему в центре внимания кредитование среднего бизнеса — это в основном региональные компании с годовым оборотом $5—50 млн и «дочки» крупных клиентов с оборотом до $200 млн в год.

В стратегических планах банка стоит задача увеличения доли малого и микрокредитования в объеме кредитного портфеля (по итогам 2007 года она составляла около 18%).

Как меняется структура доходов банка?

В прошлые годы мы развивались методом сделок M&A и, обладая одной из лучших в стране команд финансовых аналитиков, прогнозировавших темпы роста фондового рынка, опережающие темпы роста доходов от вложений в иные активы, около 25% активов держали в акциях.

Наш прогноз по росту фондового рынка в 2004—2006 годах оправдывался, и, несмотря на высокие издержки по сделкам M&A и интеграции новых активов, мы каждый год завершали с прибылью.

В 2007 году на фоне повышенной волатильности рынков мы приняли принципиальное стратегическое решение о резком уменьшении вложений в акции. По итогам I квартала текущего года инвестиции банка «Уралсиб» в акции оцениваются как близкие к нулю.

Если в I квартале 2007 года доходы от ценных бумаг составляли 56% от общего объема доходов, то в I квартале 2008 года — 1,2%.

В соответствии с финансовой отчетностью банка за 2007 год по РСБУ чистый банковский доход (после расходов на создание резервов) составил 19,7 млрд руб. (рост на 15% к показателю 2006 года). Наибольшую долю в структуре доходов занимали чистые процентные доходы (49,8%), доля чистых комиссионных доходов составила 27,5%, чистых доходов по операциям с ценными бумагами — 20,5%.

Каким образом кризис на мировых финансовых рынках сказался на деятельности банка «Уралсиб»?

Международный финансовый кризис в России проявился прежде всего как процесс ограничения ликвидности, связанный со снижением объема фондирования, привлеченного с международного рынка. На российские банки эта ситуация влияет по-разному. Те финансовые институты, которые были ориентированы на существенную долю привлечения с международных рынков, испытывают сегодня серьезные сложности с фондированием своих операций. Банк «Уралсиб» традиционно формировал пассивную базу для активных операций преимущественно за счет привлечения средств розничных и корпоративных клиентов.

На настоящий момент (данные на январь 2008 года) отношение депозитов к размещенным кредитам составляет более 106%. Учитывая тот факт, что корпоративными клиентами банка являются в основном малые и средние предприятия регионов РФ, это гарантирует высокую устойчивость пассивной базы. Доля же международного привлечения в структуре пассивов по итогам 2007 года составила всего 19%. Мы планируем в 2008 году сохранить те же пропорции в структуре пассивов и обеспечить рост привлеченных международных ресурсов с $3,5 млрд до $4,6 млрд в основном за счет двусторонних сделок и сделок по торговому финансированию.

Каковы ваши прогнозы финансовых результатов текущего года?

Главные задачи года для нас — рост эффективности деятельности и достижение показателей основной конкурентной группы (топ-20 крупнейших российских банков) по таким критериям, как рентабельность капитала, рентабельность активов, соотношение издержек и доходов (cost / income). В соответствии с этим нашими целевыми ориентирами являются достижение рентабельности капитала (ROE) на уровне 18,2%, рентабельности активов (ROA) — 2,1%, показателя cost / income — на уровне 60%.

При этом мы планируем сохранить доли «Уралсиба» на ключевых финансовых рынках и основные позиции в рейтингах.

Какие изменения произошли за последнее время в структуре корпоративного управления банка?

В минувшем году была утверждена новая концепция корпоративного управления, которая подразумевает внедрение принципа разделения полномочий собственников и менеджмента, были сформированы новый совет директоров ФК, новое правление банка и ФК. Являясь председателем правления банка «Уралсиб», я одновременно возглавляю советы директоров управляющей компании, лизинговой компании и инвестиционного банка. Эти решения были обусловлены растущими масштабами бизнеса и назревшей необходимостью приведения текущей деятельности корпорации в соответствие международным стандартам корпоративного управления. Мы активно внедряем лучшие практики международных принципов корпоративного управления как в банке, так и в финансовой корпорации в целом. В наблюдательном совете банка и совете директоров корпорации теперь присутствует независимый иностранный директор, действуют профильные комитеты.

Передавая менеджменту функции по оперативному руководству банком, Николай Цветков занял пост председателя совета директоров ФК.

Он непосредственно руководит процессом разработки и принятия стратегических решений по деятельности финансовой корпорации «Уралсиб». Также Николай Цветков теперь может уделять внимание развитию тех активов, которые, находясь на этапе стартапа, больше нуждаются в его личном управленческом и предпринимательском участии.

Беседовала Екатерина ГУРКИНА