• Вклады
  • Кредиты
  • Займы
  • Карты
  • Ипотека
  • Страхование
  • Инвестиции
  • Бизнес
  • Новости
  • Ещё
Все вклады и счета
Вклады онлайн на Банки.ру
Специальные предложения
Калькулятор вкладов
Накопительные счета
Вклады под высокий процент
Пополняемые вклады
Ставка ЦБ РФ
Мастер подбора кредитов
Потребительские кредиты
Рефинансирование
Кредитный рейтинг
Кредит под залог недвижимости
Микрозаймы
Автокредиты
Кредитный калькулятор
Мастер выдачи займов
Микрозаймы
Мастер выдачи займов
Займы под ПТС
Кредитные карты
Карты рассрочки
Дебетовые карты
Мастер подбора карт
Специальные предложения
Мастер подбора ипотеки
Ипотечные кредиты
Спецпредложения
Кредит под залог недвижимости
Кредит под залог "под ключ"
Строительство дома (ИЖС)
Все ипотечные программы
Рефинансирование
Вторичное жильё
Новостройки
Ипотечное страхование
Ипотечный калькулятор
Как накопить на первый взнос?
Какая программа мне подходит?
ОСАГО
КАСКО
Путешествие
Жизнь и здоровье
Акции
Ипотечное страхование
Страхование квартиры
Кредитное страхование жизни
Все предложения
С чего начать
Aкции
Подбор брокера
Специальные предложения
Фьючерсы
Фонды
Облигации
Золото
Все предложения
Расчетно-кассовое обслуживание
Эквайринг
Регистрация бизнеса
Бухгалтерские услуги
Готовые решения для бизнеса
Специальные предложения
Страхование бизнеса
Кредиты для бизнеса
Займы для бизнеса
Лизинг
Факторинг
Банковские гарантии
Готовые решения для ИП
Сервис проверки контрагентов
Все события дня
Лента новостей
Статьи
Мнение
Аналитические исследования
Финансовый словарь
Обучение
Программа лояльности
Банки
Банки России
Компании
Страховые компании
Страховые агенты и брокеры
Микрофинансовые организации
Биржевые брокеры
Управляющие компании
Рейтинги
Народный рейтинг банков
Народный рейтинг страховых компаний
Народный рейтинг инвестиций
Народный рейтинг микрофинансовых организаций
Премия Банки.ру
Показатели банков и компаний
Финансовые показатели банков
Общение
Диалог
Вопрос-ответ
Мероприятия
Сервисы
Курсы валют
Калькуляторы целей
Калькулятор НПФ
Проверка КБМ
Алкогольный калькулятор
Договор купли-продажи
Узнать кадастровый номер
Кредитная история
Все статьи

«Банк хотели попробовать на прочность»

Интервью
Дата публикации: 11.11.2013 00:01
7 289
Время прочтения: 9 минут
Автор
Анна Брыткова, корреспондент в Банки.ру до 2020 года
Анна Брыткова корреспондент в Банки.ру до 2020 года
Источник
Banki.ru
Темы
Возрождение
​

В октябре банк «Возрождение» столкнулся с массовой спам-атакой. В результате сообщений об отзыве лицензии клиенты начали снимать наличные денежные средства в банкоматах и офисах банка. Однако ситуация быстро стабилизировалась. Выяснилось ли, кто был заказчиком спам-атаки, как удалось успокоить вкладчиков и какие изменения в работе банка ожидаются в ближайшее время рассказал порталу Банки.ру председатель правления «Возрождение» Александр ДОЛГОПОЛОВ.

— 18 октября 2013 года, думаю, запомнился многим клиентам и сотрудникам банка «Возрождение» и не только им. Вы говорили, что банк столкнулся с недобросовестной конкуренцией. Можете ли вы уже огласить подробности инцидента: кто был заказчиком этой атаки и почему был выбран именно банк «Возрождение»?

— Мы занимаемся этим вопросом. Предположения есть, картинка в целом тоже понятна. Но конкретных имен я называть не хочу. Мы, естественно, опросили сотрудников всей нашей филиальной сети, как совершалась атака. Менеджеры подробно рассказали, что происходило. В отношении нас была совершена информационная провокация. Мы проанализировали ситуацию и сделали определенные выводы. Сейчас работаем над ними.

— Какие выводы были сделаны?

— Вывод простой: надо держать себя в форме. Каждый банк должен быть способен решать такие проблемы. Если бы мы с утра начали вывешивать на сайте сообщения для клиентов о том, что у нас все хорошо, не реагируйте, возвращайтесь домой, спите спокойно, то реакция у людей была бы обратной.

Кроме того, конечно, в такие моменты очень важна даже не столько поддержка со стороны коллег из других финансовых институтов, сколько отсутствие действий, которые еще больше раскачают лодку.

— Руководство банка достаточно оперативно отреагировало на ситуацию — в день атаки была создана дополнительная ликвидность в размере 1,5 миллиарда рублей. Этой меры оказалось достаточно?

— События начались 17 октября вечером. Мы зафиксировали массовое снятие денег через сеть банкоматов и ночью уже предпринимали определенные действия. Когда с утра у наших офисов выстроились вкладчики, мы к этому были готовы. Мы заказали достаточную сумму наличных, менеджерам филиалов, которые это затронуло, были отданы специальные указания. Все понимали, что нужно делать. Задачей было обеспечить бесперебойную работу всех наших точек и банкоматов. Не допустить никакого сбоя — ни технического, ни по деньгам. Это была реальная атака на банк, распространялась недостоверная информация — и дальнейший сценарий развития событий был понятен.

В первой половине следующего дня мы ничего не комментировали, потому что убедить в чем-то людей, которые стоят в очереди за деньгами, невозможно. Комментировать ситуацию в СМИ начали после обеда, когда были приняты необходимые меры и мы убедились, что все отстроено. К вечеру пятницы очереди в отделениях фактически сошли на нет. А в субботу утром их вообще нигде не было. Но машины, готовые везти деньги в любую точку Московской области, стояли. Дежурство было организовано.

— То есть значимых потерь банка не было?

— Как это ни парадоксально, но от этой ситуации мы даже немного выиграли. Мы подкрепились ликвидностью в 1,5 миллиарда рублей. В понедельник почти все это вернули в РКЦ. Они нам не потребовались. Сейчас, по закрытию баланса на 1 ноября, мы не видим оттока. Вкладчики взяли несколько сотен миллионов рублей. Потом принесли. На 1 октября объем средств физических лиц составлял 106,9 млрд рублей. Если сравнить баланс на 1 ноября с балансом на 1 октября, сейчас есть даже превышение — на 1 миллиард 110 миллионов рублей. То есть средств населения больше, чем было на начало месяца.

А в долгосрочной перспективе, пожалуй, мы даже приобрели, поскольку показали довольно высокую эффективность в нейтрализации подобных ситуаций. Сама ситуация довольно широко освещалась в СМИ. По нашему прошлому опыту, отметил бы, что люди это замечают и ценят. Такие события остаются в памяти.

— Какую задачу преследовали организаторы спам-атаки? Могло ли быть целью обесценивание банка?

— Не думаю, что стояла цель обесценить банк, чтобы его купить. Не хочется фантазировать на эту тему. Но проверить нас на прочность хотели — это точно. Ведь все делалось достаточно скоординированно. Первая волна рассылок началась во второй половине четверга. По всей видимости, наши недоброжелатели рассчитывали, что мы не успеем отреагировать: в пятницу не разберемся с проблемами, а в выходные тем более.

— Обращались ли вы в правоохранительные органы по данному факту?

— Такой необходимости не было. Мы сами проанализировали ситуацию.

— Рассматривается ли версия утечки информации из банка? Ведь рассылка сообщений была по клиентской базе.

— Мы выяснили, что рассылка проводилась не по клиентской базе. СМС получали даже те, кто не имели к нам отношения.

— Комментируя ситуацию в банке «Возрождение» первый зампред ЦБ Алексей Симановский отметил, что это «вопрос не Центрального банка, а менеджмента соответствующих организаций, против которых атака поднимается». Вы согласны с такой оценкой? По вашему мнению, необходимо ли ЦБ предпринимать какие-либо действия в подобных ситуациях?

— Это не очень простой вопрос. Думаю, что Банк России должен реагировать на заведомо ложную информацию такой значимости. Если бы своевременно прозвучало опровержение, что у банка не отозвана лицензия, это, наверное, в какой-то степени снизило бы степень накала. Одновременно хочу заметить, что к заявлениям об отзыве лицензии нужно относиться аккуратно и деликатно. В условиях начинающейся паники они могут и спровоцировать ее дальнейшую эскалацию.

Все-таки большее значение имеет усиление работы по надзору за банками, которые плохо себя чувствуют, которые могут создавать так называемую турбулентность на рынке.

— На ваш взгляд, какие кредитные организации наиболее подвержены риску такой атаки?

— Понятно, что если все вкладчики одновременно придут за своими деньгами, ни один банк этого не выдержит. Поэтому в подобных ситуациях нужно действовать быстро и эффективно. 18 октября едва не накрыло волной сопредельный Дмитров. Из филиала «Возрождения», который попал под зону атаки, туда уже шли маршрутки с людьми, которые ехали снимать наличные. Оперативность очень важна.

Мы уже переживали подобные истории. Три года назад сразу после ухода Традо-Банка в нескольких районах, в частности в Истре и в Красногорске, была проведена рассылка — «забирайте деньги из «Возрождения». Сейчас ситуация повторилась, только в этот раз мы все сделали оперативнее. Служба мониторинга сработала быстрее, не было никаких долгих согласований. А ведь можно предположить, что не все банки могут иметь разветвленную сеть банкоматов, которая сигнализирует о возникновении проблем на ранних стадиях, не все могут иметь развитые службы централизованного мониторинга за ситуацией, отдельно взятый филиал может не сразу отреагировать на появляющуюся проблему. В нашем же случае как раз в Москве уже вечером увидели, что в отдельных районах Подмосковья массовое снятие средств.

— Ограничения по снятию наличных вы не практиковали?

— По опыту предыдущих лет мы помним, что кто-то из банков в такой ситуации пытается ввести ограничения, отодвинуть сроки получения вклада. Это не самый лучший, мягко говоря, вариант. Если вкладчику сказать: «Приходи за вкладом через неделю», то если уж он дотянется до своих денег, то точно не вернет их в этот банк.

То же происходит, когда вводят комиссию. Человек и так теряет по процентам за досрочное снятие вкладов, при этом с точки зрения цели, которую банк решает в текущем моменте, комиссия не имеет значения. Человек заберет деньги в любом случае, но осадок останется. Поэтому мы никогда не вводили ни комиссий, ни ограничений.

— Нужно ли увеличивать сумму страхового возмещения до 1 миллиона рублей?

— Наверное, нужно. Но если это произойдет, радикальных изменений ждать не стоит. Парадокс в том, что среди досрочно прерываемых вкладов очень много как раз тех, которые попадают под страхование.

— Каков уровень просроченной задолженности в банке? Вы наблюдаете рост просрочки?

— В СМИ есть нота драматизма по поводу потребительских кредитов. Мы смотрим на это немного с другой стороны, так как наша концепция развития розничного кредитования в меньшей степени подвержена рискам, о которых сейчас принято говорить. Мы активно развиваем ипотеку, находимся в первой десятке банков по ипотечному портфелю. Ипотека составляет 2/3 розничного портфеля. Просрочка по ней не доходит до 1,5%. Оставшаяся треть — это потребительские кредиты, выданные в нашем целевом клиентском сегменте, также с очень низкими показателями просрочки.

В целом уровень просрочки в банке — 8—9%. И эти цифры не растут уже давно. В основном они являются последствиями событий 2008 года.

— Соответственно, на вас не скажется ужесточение рынка кредитования со стороны ЦБ, в частности ограничение ставок по розничным кредитам, повышение резервов на возможные потери по необеспеченным ссудам?

— Никаких зашкаливающих ставок у нас нет. По ипотеке — ставки в 12—13%, по потребительским кредитам — 18—19%, по картам — 20% годовых. Наши кредиты не попадают под планируемые ограничения. У нас розничный портфель увеличивается каждый год на 30—40%. Сейчас это порядка 40 миллиардов. Корпоративный растет меньшими темпами — таков сегодня рынок. Мы не ожидаем каких-то изменений или ухудшений. Я считаю, что мы ведем разумную политику.

— Согласно финансовым результатам по российским стандартам за первые 9 месяцев года чистая прибыль банка составила 736 миллионов рублей, в 2,6 раза меньше показателя за тот же период 2012 года. Вы уже отмечали, что причины сокращения прибыли — в увеличении резервов по старым ссудам. Планирует ли банк еще увеличивать резервы?

— Кое-что придется еще доформировать. Вместе с тем в части розничного портфеля его качество позволяет провести довольно существенное восстановление резервов.

— Какие изменения ожидаются в работе банка «Возрождение» в 2014 году?

— В банке реализуется целая программа изменений. В основном они связаны с нашими планами сделать филиальную сеть легче, вывести из нее бэк-офисные функции, оставить в основном функции продаж. Мы уже довольно много сделали по централизации розничного кредитования, и сейчас аналогичные изменения предстоит сделать в кредитовании корпоративных клиентов. Последовательно часть процессов будет перемещаться в центр, в первую очередь работа с крупнейшими заемщиками, работа по инвестпроектам, работа с залогами. В планах — создание единого операционного центра. Постепенно переводим в Москву работу, связанную с ведением кадрового учета и начислением зарплаты. Завершаем в Подмосковье централизацию по финансовому мониторингу. Изучаем возможности оптимизации перевозок в Подмосковье. Серьезные планы стоят в части изменений IT и особенно важно для нас приоритетное развитие систем дистанционного обслуживания клиентов — как юридических, так и физических лиц. Уже к концу этого года принципиально новые возможности появятся у наших частных клиентов при проведении операций через Интернет, с помощью мобильного банкинга, на терминалах, банкоматах.

— Каких событий ожидаете на рынке?

— Как говорил герой одного известного фильма, «стабильности нет». Пока про рынок могу сказать только так.

Беседовала Анна БРЫТКОВА, Banki.ru

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Как создать видео с помощью нейросетей: пошаговое руководство для начинающих
Как создать видео с помощью нейросетей: пошаговое руководство для начинающих
01.07.2025
3466
Несанкционированные покупки через Google Play: новый вирус ворует деньги через NFC в России
Несанкционированные покупки через Google Play: новый вирус ворует деньги через NFC в России
29.06.2025
10347
Что делать с деньгами, если ключевая ставка ЦБ в 2025 году снизится
Что делать с деньгами, если ключевая ставка ЦБ в 2025 году снизится
28.06.2025
34544
«Получила деньги от государства и открыла мастерскую»: как оформить соцконтракт на 350 000 рублей в 2025 году
«Получила деньги от государства и открыла мастерскую»: как оформить соцконтракт на 350 000 рублей в 2025 году
27.06.2025
15442
«Ваш договор просрочен» — как пенсионера пытались обмануть под видом сотрудников «Ростелекома»
«Ваш договор просрочен» — как пенсионера пытались обмануть под видом сотрудников «Ростелекома»
26.06.2025
18388
Искала работу — нашла мошенников: как не нарваться на штраф или уголовное дело в интернете
Искала работу — нашла мошенников: как не нарваться на штраф или уголовное дело в интернете
25.06.2025
20019
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
Откажут из-за долгов: с июля 2025-го банки станут строже
24.06.2025
27700
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
Мошенники на Wildberries: что спасло от потери денег
23.06.2025
15949
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
Сбережения в золоте: стоит ли покупать драгметалл в 2025 году
22.06.2025
18004
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
«Потеряла работу и не тяну кредит: как оформить ипотечные каникулы и взять финансовую передышку в 2025 году
21.06.2025
8941

Материалы по теме

Сергей Носов о ребрендинге «Фридом Финанс» и преимуществах перед традиционными банками
Виктор Бондарович, «БКС Мир инвестиций»: «Наш единственный реальный конкурент — это инфляция»
«В 2022 году мы можем увидеть 60—62 рубля за доллар» и другие шокирующие прогнозы Стина Якобсена из Saxo Bank
Евгений Абузов, банк «Уралсиб»: «Две трети активных клиентов уже не ходят в офис банка»

Главная Новости Интервью «Банк хотели попробовать на прочность»
Банки.ру Самый большой финансовый маркетплейс в России*
Теперь финансовый маркетплейс Банки.ру и в мобильном приложении
app store google play app gallery ru store
qr
Установка приложения Банки.ру

Наведите камеру своего телефона на QR-код и перейдите по ссылке

О проекте Как это работает Наши награды Отзывы о Банки.ру Работа в Banki.ru Реклама Контакты Партнерская программа Служба поддержки Карта сайта MoneyPanda

ООО ИА «Банки.ру» использует файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения должного уровня работоспособности сайта и сервисов. Cookie называются небольшие файлы, содержащие информацию о настройках и предыдущих посещениях веб-сайта. Если вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Условия использования смотрите здесь.

© 2005—2025 ООО ИА «Банки.ру». При использовании материалов гиперссылка на Banki.ru обязательна.

Свидетельство на товарный знак № 445945 от 18.10.2011г.

Пользовательское соглашение Политика обработки персональных данных Безопасность Наши эксперты

* На основе исследований OMI (Online Market Intelligence) в 2024 г., ООО «Тибурон» и АО «ИОМ Анкетолог» в 2023 г.

16+