Распространение мобильного банкинга в продуктовой линейке российских розничных банков заметно замедлилось в 2013-2014 годах. Так, если за 2012 год доля российских банков (из топ-200), предлагающих услугу мобильного банкинга, выросла в несколько раз (с 6% до 38% на смартфонах Android, с 9% до 36% — на iPhone), то за прошлый год доля банков, предлагающих своим клиентам мобильный банк хотя бы на одной из мобильных платформ, увеличилась на 7 процентных пунктов - с 47% до 54%. Такие данные содержатся в обзоре аналитического агентства Markswebb Rank & Report по итогам исследования Mobile Banking Rank 2014.

Как указывают исследователи, среди топ-30 российских розничных банков за прошедший год услуга мобильного банкинга появилась у трех - «Уралсиба», «Возрождения» и Банка Москвы. Таким образом, среди крупнейших российских банков мобильный банкинг своим клиентам не предлагает только «Траст», отмечает Мarkswebb (но в банке уточнили, что его мобильное приложение сейчас проходит финальное тестирование и будет доступно клиентам уже в этом месяце. — Прим. Банки.ру).

В общей сложности в России, по данным экспертов, мобильным банкингом пользуются 10,8 млн человек, в том числе 3,7 млн совершают платежи не реже раза в месяц.

В ходе третьей волны ежегодного исследования эффективности российских сервисов мобильного банкинга были изучены и протестированы 87 мобильных интерфейсов 29 российских банков (топ-24 по объему розничного бизнеса за 2013 год плюс пять банков, занявших высокие позиции в прошлогоднем «мобильном» рейтинге) – приложения для наиболее популярных мобильных платформ iPhone/iPad, Android, Windows Phone и для мобильных браузеров. Во всех банках, участвующих в исследовании, специалисты Markswebb выпустили банковские карты, подключили сервисы интернет-банкинга и мобильного банкинга и провели тестовые операции. Каждый мобильный банк оценивался более чем по 200 критериям, описывающим их функциональные возможности и удобство пользования. Была проведена серия юзабилити-тестов с привлечением реальных пользователей мобильных банков.

Из 29 российских банков, участвовавших в исследовании, семь за прошедший год выпустили новые мобильные приложения, существенно переработав интерфейс и расширив их функциональные возможности: «Тинькофф Кредитные Системы», Райффайзенбанк, Уральский Банк Реконструкции и Развития, банк «Санкт-Петербург», Московский Кредитный Банк, Промсвязьбанк и Пробизнесбанк. Еще десять банков заметно доработали функциональные возможности существующих мобильных приложений и сайтов. В общей сложности услуга мобильного банкинга за прошедший год заметно изменилась у 70% из топ-30 российских банков.

Наиболее эффективными мобильными банками для смартфонов iPhone по результатам исследования стали приложения ТКС Банка и Альфа-Банка, получившие 75 и 72 балла соответственно из 100 возможных. При этом оба приложения были признаны и наиболее удобными среди исследованных мобильных банков для iPhone, получив одинаковые оценки в 4,2 балла из 5 возможных.

Среди приложений для смартфонов на Android мобильные банки ТКС Банка и Альфа-Банка также заняли первое и второе места, получив 75 и 73 балла соответственно из 100 возможных.

Новое мобильное приложение ТКС Банка оказалось самым эффективным и для смартфонов Windows Phone, набрав 76 баллов. Второе и третье места среди мобильных банков для Windows Phone заняли приложения Московского Индустриального Банка и Сбербанка с 63 и 62 баллами из 100 соответственно.

Лучшим приложением для планшетов iPad, как и год назад, был признан мобильный банк Альфа-Банка «Альфа-Мобайл».

Среди мобильных банков для мобильных браузеров лучшим по-прежнему остается сайт банка «ФК Открытие» (бывшего НОМОС-Банка).

Полные рейтинговые таблицы выложены в обзоре Mobile Banking Rank 2014 на сайте Markswebb.