Заемщики подали в суд на Росбанк и банк «Русский стандарт»

Дата публикации: 07.02.2007 09:45 Обновлено: 07.02.2007 09:47
4 920
Время прочтения: 4 минуты

Банки проигрывают заемщикам борьбу за скрытые платежи по потребительским кредитам. «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (ХКФБ) в Екатеринбурге признал свое поражение в судебной войне с Роспотребнадзором и подготовил новый вариант договора — без комиссий. Тем временем ведомство занялось лидером рынка потребкредитования — банком «Русский стандарт». А в Москве обиженные заемщики подали на него и Росбанк в суд.

Разнообразные поборы, которые берут банки в дополнение к заявленным процентам по потребкредитам, давно вызывают ярость заемщиков и недовольство регуляторов. Комиссии за открытие и ведение ссудного счета и прочие платежи увеличивают реальную ставку с декларируемых 10—15% до 45—60% годовых. «Русский стандарт» сообщал, что эффективная ставка по выданным им кредитам в 2005 г. составила 55% годовых.

Управа нашлась неожиданно — в лице Роспотребнадзора, в отделение которого по Свердловской области пожаловался заемщик ХКФБ. Ведомство решило, что взимаемые банком дополнительные сборы являются навязанной платной услугой, и обратилось в суд. И хотя в законе о защите прав потребителей о кредитах нет ни слова, в 1994 г. пленум Верховного суда разъяснил, что закон распространяется и на финансовые услуги, в том числе кредиты. Недавно Верховный суд в ответ на обращение Ассоциации российских банков ответил, что менять свое решение не намерен.

Попытки ХКФБ оспорить решение Роспотребнадзора не увенчались успехом. Кассационная жалоба была отклонена в январе, рассказала «Ведомостям» сотрудник областного Роспотребнадзора Елена Богачева. После этого Высший арбитражный суд (ВАС) дважды отказался принять заявление банка, срок обжалования решения кассации уже прошел и ХКФБ заявил ходатайство о восстановлении срока, продолжает она. ХКФБ подтвердил, что сейчас банк ждет, примет ли ВАС к рассмотрению его заявление с третьей попытки.

Но он, похоже, смирился с поражением. По словам Богачевой, ХКФБ уже представил Роспотребнадзору на согласование проект нового договора. Предоставить договор «Ведомостям» она отказалась.

Следующая проблема поджидала банкиров в Москве. За последнюю неделю общественная организация «Блокпост» (создана летом 2006 г.) подала два иска о признании недействительными условий договоров с банками, сообщил «Ведомостям» ее представитель Андрей Вьюгов (копии исков есть в распоряжении «Ведомостей»).

Первый иск в защиту неопределенного круга лиц подан 29 января в Басманный районный суд против банка «Русский стандарт». Претензии почти такие же, как были у Роспотребнадзора к ХКФБ: банк не вправе делать обязательным условием выдачи кредита открытие счета и, соответственно, взимать ежемесячную комиссию за расчетное обслуживание, а также комиссию за кассовое обслуживание.

Комиссия за расчетное обслуживание, по подсчетам «Блокпоста», дает банку «скрытые проценты» 21,6—24% годовых. Уплачивая комиссию за кассовое обслуживание, потребители, по сути, «оплачивают банку саму возможность исполнить обязательство по возврату кредита», указано в иске. Ставить возможность получения кредита в зависимость от заключения побочного, навязанного потребителям возмездного договора банковского счета незаконно, ведь по закону кредит можно получить и наличными, а открывать счет в банке — это право, но не обязанность клиентов, заключает истец. «Блокпост» просит суд признать незаконными условия договоров, подразумевающие выплату этих комиссий, и исключить их из договоров.

Представитель Мосгорсуда говорит, что предварительные слушания назначены по этому иску на 19 февраля. Почему среди всех банков с аналогичными условиями договоров был выбран именно «Русский стандарт», соучредитель «Блокпоста» Елена Фролова объяснить не смогла.

В ее интересах «Блокпост» 5 февраля подал подобный иск против Росбанка. Она в декабре 2004 г. взяла двухлетний кредит на покупку автомобиля Nissan Almera. Уже расплатившись, она пришла к выводу, что платить комиссии было необязательно, и подала претензию в банк о возврате 95 040 руб. комиссий за ведение счета. Банк денег не вернул, и Фролова обратилась в суд. Она требует вернуть ей не только комиссии, но и проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсацию морального вреда (50% от суммы комиссий). Вчера Хамовнический районный суд еще не зарегистрировал иск к Росбанку.

Представители Росбанка и «Русского стандарта» отказались от комментариев.

Эти иски могут спровоцировать следующие, считает вице-президент Связь-банка Аркадий Комягинский, но их исход до сих пор не очевиден, ведь клиенты подписывались под условиями договоров.

Анна БАРАУЛИНА, Василий КУДИНОВ

Читать в Telegram
telegram icon

Материалы по теме